Как сделать тайное общество волшебников

Как сделать тайное общество волшебников

Пересказ Kobold Guide to Worldbuilding, глава пятнадцатая. Курсивом даны мои комментарии.

Перевод представлен в ознакомительных целях, все права принадлежат правообладателям.

Midgard Tales Kobold Press
Как создать гильдию, коллегию или секретное общество
Автор: Вольфган Баур (Wolfgang Baur)

О целях сообщества, инициации, структуре, секретах и врагах

Миростроение чаще всего о людях, местах, магических изменениях в глобальном масштабе. Но наименьшие, фокусирующие в себе все особенности сеттинга аспекты – это совокупность его социальных структур: племена орков, коллегии бардов, гильдии воров, вампирские кланы, даже церковная иерархия и рыцарские ордена. Как спроектировать эти элементы, чтобы сделать мир более привлекательным и играбельным? По мнению автора, социальный дизайн этих сообществ имеет решающее значение в вовлечении игроков в мир и игру.

Вот ключевые элементы, которые следует учесть при разработке (со)общества или гильдии. Их можно применить к большинству РПГ.

Отличительные общие цели и исключения
В отличие от племен и народов, (со)общество обычно – добровольное объединение, не обязательно привязанное к какой-то конкретной локации. Братства священников, конклавы волшебников, ремесленные гильдии и ордена паладинов сами решают, кто станет их членом, для чего кандидат должен сперва закончить обучение или подтвердить свою квалификацию. Другими словами, подобные (со)общества, по сути, клубы и, как все клубы, они могут принимать новичков часто, редко или вообще никогда.

fa21b5971bc1b38e244f528e6fe8339e
Члены-основатели обычно одни из самых влиятельных членов (со)общества по вполне очевидным причинам (в силу «стажа» участника, благодаря знаниям внутренних порядков, иногда в качестве награды за покровительство), так что в некоторых случаях цели (со)общества совпадают с личными целями этой группы. Представьте, например, архимага, желающего пленить королеву джиннов; главу гильдии ювелиров, жаждущего создать величайшее произведение искусства из когда-либо виденных; безногого скрытного алхимика, который надеется взойти на гору и построить храм для своей святой жены. У каждого из них есть своя цель, и, как основатели, они должны быть достаточно убедительны, могущественны или состоятельны, чтобы другие разделяли их цели.

Однако в большинстве случаев цели (со)общества куда масштабнее и амбициознее и намного превосходят любые личные цели – иначе ему не пережить поколение основателей. Эти цели должны превосходить возможности любого человека, требовать совместных усилий и каким-то образом менять весь мир. Это должны быть большие цели, потому что люди не склонны присоединяться и бороться за что-то незначительное. И, пожалуй, мы должны признать, что (объявившиеся) монстры требуют похожего уровня мотивации (от тех, кто решил с ними бороться).

Так что же может быть такой большой целью? Детали зависят от вашего мира, но, возможно, они связаны с пробуждением заключенного божества, созданием библиотеки всех знаний, исследованием отдаленных уголков мира, коллекцией всех форм магической руды и драгоценных камней, уходом за бедными и больными, защитой эльфийских лесов от вырубки, уничтожением всех следов кощунственной ереси. Или цели более связанные с властью: восстановление королевской семьи на троне, порабощение всего человечества королевой-личем или создание теократии Единого Истиннго Богодемона.

Инициация и ритуалы посвящения
Кто претворяет эти цели в жизнь? Те, кто добровольно жертвуют свои усилия как ученики и подмастерья, кто рожден в культе или (со)обществе, кто поддерживает его деньгами или услугами или те, кто проходит посвящение через испытание.

Ключевой момент для игры – когда персонаж пытается присоединиться к такой группе. Такой момент просто обязан включать в себя хоть немного драмы и саспенса (напряжения). В конце концов, его могут отвергнуть голосованием, по воле божества культа, из-за плохого результата гаданий или плохого предзнаменования. Давний противник может сорвать попытку персонажа присоединиться к (со)обществу, отсрочив его на время или навсегда. Для начала придется немного потрудиться. Вот 10 возможных способов провести посвящение или инициацию:

1) Омытый в Крови: инициация как испытание боем. Посвященный должен сразить в настоящей или символической битве с иллюзорным противником, ужасным монстром или подмастерьем (со)общества. Победа может быть формальной – если только соперник не подменил поддельного монстра настоящим. И в случае поединка с вооруженным противником целью может быть больше демонстрация стойкости, железной выдержки или хороших манер, чем, собственно, сама победа.

2) Сильный Разумом: у испытуемого могут проверить память, мужество и знания тайных наук, устроить многочасовой опрос, попросить что-то спеть или продекламировать, отвечать на мертвом языке или пересказать древнюю историю, теоретизировать о создании затерянных в веках заклинаниях и артефактах. Целью может быть мучительная голосовая защита мира (?) или проверка выносливости испытуемого прежде, чем он провалиться. Действительно, сила интеллекта – прекрасный способ оценить кандидатов для научного (со)общества и постоянно увеличивающееся число заданий для проверки этих навыков могут создать ощущение растущего напряжения и сложности в игровой сессии.

3) Щедрый Даритель: от испытуемого могут потребовать проявить щедрость духа и раскрыть кошелек. Инициация может включать взятки и дары главе гильдии, бесконечные возлияния (банкет) для новообретенных братьев и сестер, приношения в виде небольших заклинаний, символических животных, драгоценностей, колец, ножей или других предметов, значимых для (со)общества. Чем богаче посвященный, тем дороже должны быть подарки, точное количество можно обозначено как «очень-очень много» лошадей, золотых слитков, ожерелий или что там у вас есть. Неспособность предоставить нужное количество даров непременно озлобит тех, кого обошли вниманием, что скажется на результате голосования.

4) Связанный Магией: кандидат должен принести магическую присягу или пройти ритуал связывания и подчинения, чтобы гарантировать сохранность тайн (со)общества или обеспечить покорность воле гильдмастера, или гарантировать честность членов внутри воровской гильдии («Принеся эту клятву, вы не сможете лгать братьям или главе ордена»). Эти обязательства не должны быть совсем уж негативными или принуждать к какому-то действию: члены гильдии волшебников могут получить способность ощущать или читать магию при входе в гильдию, а члены гильдии воров обретают ночное зрение как у кошки (в общем, должна быть какая-то выгода).

5) Церемониальная Жертва: от соискателя могут потребовать принести в жертву что-то очень ценное – волшебный предмет, реликвию, кровь и волосы. Его могут подвергнуть ритуальной кастрации, обету целомудрия или бедности. О таких вещах испытуемого предупреждают заранее, но знать и отыграть – это две разные вещи. Четко пропишите этот момент при разработке, чтобы во время игры не возникло вопросов.

6) Помазанник Божий: испытуемый должен посетить несколько святынь, пройти священный ритуал или преодолеть несколько сложных испытаний, значимых для членов (со)общества, вроде рыцарского бдения или помазания священников. Кандидата могут принять или отвергнуть высшие силы, он может пережить видение, пророчество или получить знак благословения. Кандидата могут отвергнуть навсегда или до тех пор, пока (со)общество вновь не откроет свои двери для новичков, если он не может получить подобный знак или видение.

8) Признанный Элитой: кандидат должен очаровать, обмануть или много работать, чтобы убедить основателей, лидеров или элиту (со)общества проголосовать за повышение его ранга в иерархии организации. Если ему не удается их убедить, он не может продвинуться, не смотря на все свои достоинства.

9) Замок без Ключа: кандидат получает тайные знания, предметы, фамильяра или новую магию и должен освоить их или подчинить их себе каким-либо образом. Пока он не разрешит загадку этого испытания, инициация не будет завершена и он не сможет стать полноправным членом группы.

10) Проверенный и Отмеченный Перстом Судьбы: кандидат попадает в поле зрения некой могущественной сущности – демона, ангела, дракона, архимага или некоего арбитра, – который всматривается в его душу и решает, достоин ли он присоединиться к ордену. Если кандидат провалился, его возвращают в мир, отвергнутого и советуют выполнить несколько заданий или достичь более глубокого понимания прежде, чем вернуться. «Вы не удовлетворили Тайного Мастера – двигайтесь дальше и развивайте умения и мудрость до следующего раза.» Если кандидат преуспеет, на его теле появиться какой-либо знак: татуировка, нимб, рога, измениться цвет глаз или другой знак, который ясно показывает, что этот человек один из последователей Тайного Мастера.

Открытые, закрытые и тайные (со)общества
Ремесленные и воровские гильдии, рыцарские и монашеские ордена, коллегии магов, культы, аристократические клубы и тайные общества – все это организации, посвятившие себя каким-то групповым действиям и целям. Но структурированы они по-разному, когда выступают публично. Ремесленные гильдии держат в секрете свои технологии и маги скрывают свои тайные знания. Рыцари могут быть открыты миру, но скрывать свои боевые техники и боевые команды, значение флагов, особые маневры или методы тренировки. Монашеские братства имеют как публичные обязанности, так и внутренние порядки (смотрите эссе Зеба Кука о тайных культах (глава 14)). И культы, и тайные общества скрывают свои действия от других, особенно если их цели злонамеренны.

Потому следует тщательно обдумать, каким будет публичный образ (со)общества, его внутренние порядки и коммерческие тайны. Даже известные благотворительностью, честностью и добросердечием (со)общества могут скрывать секреты, ведомые только его верхушке, связанные с сомнительные источниками финансирования, политикой, обработкой богатых спонсоров или суровыми правилами, направленными против мужчин и их положения в ордене. Так, культ животных и человеческих жертвоприношений примет вполне определенные меры, чтобы предотвратить слухи об их настоящей деятельности.

Разработчик должен решить, какие секреты хранит (со)общество и как защищает их от посторонних. Давление властей, экономическая зависимость, стыд и вина, могущественные клятвы, угроза семье или друзьям, магическое принуждение, незримый демонический надзор – что-то помогает (со)обществу сберечь свои внутренние секреты.

В общем, (со)общество может быть открытым для всех, со всеми своими тайнами за исключением какой-то незначительной части, касающейся финансов, теологии или магических знаний. Или может быть так, что доступ открыт для всех, проходят посвящение только несколько самых набожных. Присоединиться может всякий, но не всякий может продвигаться в иерархии, поскольку (со)общество имеет внешний и внутренний круг членов. Внутренний круг знает настоящие цели организации, тогда как внешний круг трудится над публичными задачами, которые могут быть связаны с этими целями или служить прикрытием. Другими словами, (со)общество может иметь несколько уровней участия и посвящения. На каждом следующем уровне персонаж узнает все больше секретов и переживает момент просветления «ага!», получив объяснение каким-то действиям (со)общества, непонятным прежде. Задача разработчика четко показать какая информация на каком уровне доступна.

Придумайте несколько титулов, дайте понять, что организация признает их, приведите в библии мира примеры, кто чаще всего оказывается на какой позиции (требования к кандидату). Не обязательно перечислять все ранги гильдии ткачей, если она играет второстепенную роль в сеттинге, но если вы создаете мир тайных организаций охотников на монстров, нужно решить, кто подписывает накладные, когда бойцы превышают бюджет на амуницию в погоне за бигфутом.

Наконец, дайте понять, какова численность организации и насколько велико ее влияние. Это может быть так же просто, как перечислить членов воровской шайки или так же сложно, как расписать сеть сиров и гулей в городе вампиров. Заметьте, маленькая организация не обязательно слабее крупного ордена с тысячами участников. Круг Восьми в мире Серго Ястреба (Greyhawk) главенствующий в его истории и мифологии, все его участники важны. Вы можете придумать похожую группу представителей различных сил вашего мира.

Потребность в конкурентах
Один из недооцененных аспектов при разработке гильдии или общества – это соперники, конкуренты и злейшие враги. В конце концов, если бы достичь желаемого было так легко, все бы давно закончилось. Врагом может быть другое (со)общество, стремящееся к тем же ценностям, или же преследующее цели настолько отвратительные, что все здравомыслящие люди желают им воспрепятствовать. Возможно, цели общества идут вразрез с планами государства. Врагом может быть архимаг, следящий за действиями (со)общества или вольный союз уличных мальчишек и умных авантюристов.

Не так важно, кто будет исполнять роль оппонента, как то, что есть тех, кто знает их истинные цели. Когда персонажи присоединяются к (со)обществу, они принимают этих врагов как своих собственных. Это дает Ведущему прекрасную причину для конфликта – если противник четко прописан и понятен для пользования, со своими собственными целями, иерархией, инструментами, шпионами и волшебными артефактами. В идеале, заготовьте ритуал посвящения, который персонажи могут пройти или провалить, чтобы внедриться к оппонентам для шпионажа.

Опознавательные знаки
Обязательная часть разработки любой коллегии, гильдии или общества – как оно будет выглядеть для игроков. Автор считает, что самое простое решение – использовать один символ, предмет одежды, тайное слово или другой идентификатор по максимуму. Культ Красной Звезды использует красные звезды, Лояльная Гильдия Алхимиков использует пеликана (символ верности), Орден Бессмертного Света использует солнечные символы.

Это, конечно, банально, но в том и суть, чтобы игроки могли распознать характер культа с первого взгляда. И для школы магов с их львами, змеями, воронами и барсуками, будет легко использовать эти символы, чтобы обозначить характеры персонажей. Нет ничего плохого в постоянно повторяющихся описаниях вроде: «вы видите человека с пепельными волосами и татуировкой змеи», так как это самый простой способ сообщить персонажам, что они имеют дело с выпускником Слизерина. Это отлично работает для всех открытых, публичных организаций и помогает им опознать друг друга, и, конечно, это облегчает злодеям распознать и нацелиться на героев игры.

Хорошо продуманные (со)общества могут отозваться эхом во всем процессе миростроения. Сделайте их мифическими, эпическими, таинственными, скрытными или мерзкими, но сделайте их понятными, организованными, активными и увлеченными своими целями. И наградой вам станут конфликты, драма и великолепная игра.

Источник

userinfo v8imperialcommiss

IMPERIAL COMMISSAR

1. Придумайте тайну или секретное задание. Тайное общество должно преследовать цель защищать что-то.

2. Прочитайте несколько тематических книг, например, серию «Клика» от Лизи Харрисон, чтобы узнать основную информацию. Попросите потенциальных членов общества также прочитать эти книги и поговорите наедине с одним из ваших близких товарищей, который тоже проникся идеей создания сообщества.

3. Придумайте название для клуба. Вместе с товарищем обсудите, как будет называться ваше общество и кого еще вы будете в него принимать. Помните, что даже если у вас очень много друзей, далеко не все они подходят для членства в секретной организации. Ведь они все равно не узнают, что их не приняли, а это значит, что они не обидятся.

4. Придумайте обряд посвящения для себя. Вы сами должны пройти его, прежде чем принимать в клуб других людей, чтобы прочувствовать и здраво оценить свой план. Обряд посвящения – один из наиболее важных аспектов тайного общества. Это должно быть что-то, чем вы бы не стали заниматься просто так, в повседневной жизни. Зажгите свечи – это придаст любому действу серьезную и таинственную атмосферу. Можно давать участникам специальные имена, которыми их отныне будут называть другие члены клуба.

5. Определите, чем будет заниматься ваше общество. У сообщества должны быть правила. Создайте расписание определенных «клубных» занятий – например, одевайтесь одинаково по конкретным дням или проводите ежемесячные ритуалы. Все зависит от вашей креативности. Можно также организовать рассылку внутриклубных новостей.

6. Найдите потенциальных участников для клуба. Невзначай оброните в разговоре что-нибудь об обществе, чтобы оценить степень заинтересованности собеседника. Убедитесь, что он не предаст вас и не станет противиться правилам. Не упоминайте о клубе при людях, которым не доверяете на все 100%.

7. Введите будущих членов общества в курс дела. Пригласите их в гости, с ночевкой, и раскройте все карты. Они будут удивлены и обрадованы, ведь они – особенные!

8. Важный аспект тайных организаций – тайные встречи. Собирайтесь каждый раз в новом месте или найдите «тайную комнату», где вас точно никто не найдет и не узнает.

9. Придумайте дресс-код. В большинстве маленьких обществ, формой одежды являются мантии, а в крупных – замысловатые передники.

10. Держите все в тайне.

11. Тщательно подбирайте новых членов клуба. Посвящайте самых выдающихся и активных людей, тех, кто сможет вдохновлять и мотивировать остальных.

12. Не выдавайте всех секретов общества сразу же. Новые участники должны сначала заслужить ваше доверие.

13. Придумайте способ исключения из общества, если вдруг, некоторые члены стали вам неугодны, или начали болтать о секретах клуба. Если такое вдруг произошло, притворитесь, будто это – никогда и не было тайной, и немедленно придумайте что-то новое. Внесите этот пункт в правила клуба.

userinfo v8imperialcommiss : А ещё желательно иметь счет в швейцарском банке и патологический комплекс неполноценности.

Источник

Тайное общество

В четвертом классе мне захотелось организовать тайное общество. Трудно сказать зачем. Наверно осознание принадлежности к тайне повышает самооценку. Переговорив с двумя одноклассниками я получил поддержку. Никакой атрибутики и названия у нас не было, но на разработке секретного шифра настоял я. Шифр был предельно простой: каждой букве присваивалась произвольная комбинация цифр. Я сделал три экземпляра шифровальных листков и тайное общество начало действовать.

В нашем тайном обществе главного не было. Любой мог написать шифровку и спрятать ее в условном месте. Первую шифровку написал я: «После уроков встречаемся за гаражом». Спрятав шифровку в тайник, я до конца уроков подмигивал своим товарищам по обществу, а они подмигивали мне в ответ. Я был в восторге! После уроков я пришел за гараж. Ждал я очень долго, но никто так и не пришел. Когда терпеть голод сил не осталось – я ушел домой. Очень сердитый!

На следующий день был разбор происшествия. Мои товарищи честно признались, что тайник не проверяли. И я понял, что надо как – то извещать о закладке тайника. Посовещавшись мы решили, что тот, кто заложил в тайник, присылает другим шифровку об этом. На первом же уроке после совещания я написал шифровки товарищам: «После второго урока посмотри тайник». И саму закладку: «Сегодня после уроков собираемся за гаражом.»

На перемене ко мне подошли оба товарища и признались, что не смогли расшифровать мои шифровки. Вспылив, я обозвал их дураками и решил продемонстрировать как надо дешифровывать шифровки. Но мне это не удалось. Длинный ряд цифр мне самому ни о чем не сказал. Ведь некоторые буквы шифровались двумя цифрами, а некоторые тремя. Пришлось срочно менять шифровальный листок. Теперь все буквы шифровались тремя цифрами. И я снова написал шифровки о закладке тайника и о встрече за гаражом. За гараж пришли только я и один товарищ. Я нервничал, а товарищ периодически предлагал: «Может, пойдем домой?»

На следующий день состоялось внеочередное собрание. Не пришедший товарищ сказал, что запутался с расшифровкой. И мне пришлось внести изменения в правила шифрования: теперь каждая буква писалась отдельно, а слово – столбиком. И наконец, встреча состоялась! Мы стояли и смотрели друг на друга. Сказать было нечего. Один из товарищей сказал: «Ну, чё стоим? Пошли домой, по дороге и поговорим!» Домой мы шли молча.

На уроках я смотрел на одноклассников и мне было жалко, что они не знают о нашей тайне и не завидуют. И тогда я решил допустить утечку данных. Зашифровав лаконичную мысль: «Степурко – дурак», я подбросил шифровку в тетрадь Степурко, который был моим заклятым врагом. То ли Степурко узнал мой почерк, то ли кто – то ему сказал, но он подошел ко мне и провел пресс – конференцию. Я ему почти все рассказал, утаив фамилии членов общества. И Степурко разозлился, а я был в восторге.

Через несколько дней я заметил, что Степурко обменивается с кем – то записками, а на перемене вокруг него собирается кучка наших одноклассников. В голове стрельнуло: «У них тоже общество! И их больше!» А однажды я заметил около Степурко товарища из своего общества. Я срочно подготовил комплект шифровок о сборе после уроков в подвале школы. В подвал я зашел первым, а через несколько минут спустя дверь захлопнулась. Лязгнул засов и погас свет. Из – за двери послышался голос Степурко: «Жиртрест! Посиди там в темноте! Может твое сало растопится!» Я сидел в темноте и плакал от обиды: «Меня предали!»

Дверь открыл рабочий и выпустил меня из подвала. Вечером мама заметила, что я расстроен и узнав причину, предложила мне пойти во Дворец Пионеров и записаться в кружок. Что я и сделал. Записавшись в авиамодельный кружок, я минимизировал свое общение с мальчишками из класса, а на переменах делал домашние задания, чтобы можно было больше времени проводить в кружке. Степурко бесила моя автономность и он постоянно меня задирал. Я огрызался и получал в дневник вредную запись: «Дрался на перемене».

Все закончилось, когда Степурко записался в секцию «водного поло». И иногда на перемене он расспрашивал меня об авиамодельном кружке, а я его о спортивной секции. Друзьями мы не стали, но драться перестали…

Дубликаты не найдены

тяжела жизнь простого тайного общества в россии.

Ох, эти детские шифровки! Как вспомню, как я неделю пытался втолковать членам нашего «тайного общества», в каком порядке читать и писать символы нашего суперсекретного шифра (сделанного на основе корейской хангыли). И когда я через десять лет после школы, приехав в свой родной поселок, обнаружил надпись «по-корейски» на заборе, сделанную **тем самым шифром** (и что характерно, правильно), я понял, что те усилия были не тщетны.

А если бы не Степурко, может, сейчас Буер был бы президентом или жертвой режима.

У нас было проще. «Сколачивались» в группировки 😁. В классе были две группировки, притом обе не стеснялись привлекать на разборки посторонних.

Я не состоял не в одной из них, потому как делить то нечего.

Сейчас члены «банд» работают на стройках, и заводах на конвеерах.

Так что, ТС ты ничего не потерял))

с товарищем использовали способ из сериала «Приключения королевского стрелка Шарпа». имели по одинаковой книге, для каждой буквы указывался адрес страница-строка-номер.

Я думал Тебя Или твоих друзей за гаражами износиловали

Срочно к психиатру! Скипидар с собой!

m2416770 257833843

Как я стал радиолюбителем

В четвертом классе вместо группы продленного дня моя мама решила записать меня во Дворец пионеров и школьников. По ее мнению, мальчик должен научиться пользоваться инструментом. Отец все это умел, но заниматься со мной не хотел.

Во Дворец пионеров мы пошли вместе. Красивое здание на проспекте Нуркена Абдирова (это в Караганде) манило. На первом этаже расположилась небольшая выставка моделей самолетов, кораблей, машинок. Стенд с изделиями кройки, шитья, лепки и рисунков я обошел стороной. Мое внимание привлек небольшой автомобиль. Стоявший около него парень сказал, что это картинг. Он вкратце рассказал, что в кружке каждый своими руками собирает свой картинг, а потом выступает на соревнованиях, вплоть до всесоюзных. Так я записался в кружок картинга.

На первом занятии нас огорошили информацией: до персонального картинга еще далеко. Сначала мы должны научиться работать с инструментами по металлу. Нам дали очищать от ржавчины какие – то железки. Потом мы обрабатывали их напильниками, сверлили отверстия, красили грунтовкой. Прошло два месяца, ржавых железок уже не осталось. Мы помогали выносить картинги на улицу, смотрели как на них ездят, потом помогали заносить их обратно и мыть колеса. Среди нашего набора зрело недовольство. И так получилось, что я выразил наши пожелания руководителю кружка:

— А когда мы будем учиться ездить на картинге? – спросил я.

— Когда у каждого из вас появится картинг.

— А когда их нам выдадут?

— Когда хозяева картингов перестанут ходить в кружок.

В кружке было восемь картингов. В нашем наборе – пятнадцать человек. И я решил, что мне ничего не светит. И я ушел из кружка.

В какой кружок идти дальше я не знал. Поэтому поднялся на второй этаж и стал заглядывать в кабинеты. В трех первых сидели одни девчонки, а в четвертом находился кружок технического моделирования. На входе стояли шкафы со стеклянными дверцами, а в них на полках стояли маленькие модели автомобилей и мотоциклов. Сообщив руководителю кружка, что я хочу ходить сюда, я ожидал, что он обрадуется и выдаст мне задание. Но он дал мне игру «Пятнашка» и попросил ее сложить. Немного помучавшись, я сдался, а руководитель кружка посоветовал мне пойти в авиамодельный кружок, который был в соседнем кабинете. Что я и сделал.

В авиамодельный кружок меня взяли. Для начала я должен был купить в магазине набор «Модель планера» и собрать его. Самой кропотливой работой была сборка крыла. Надо было выпилить около двух десятков нервюр из тонкой фанеры, потом склеить каркас крыла и обклеить его папиросной бумагой. Когда мой планер полетел, я твердо решил стать летчиком!
На втором этапе надо было собрать кордовую модель самолета. Набор для ее изготовления тоже продавался в магазине, но без мотора. Его надо было покупать самостоятельно, поскольку без него модель не полетит. Мама меня огорчила, таких денег на мое хобби она потратить не могла. Руководитель кружка посоветовал мне пойти в судомодельный кружок, ведь там собирают парусники из реек и мотор им не нужен.

В судомодельном кружке выяснилось, что я снова должен купить набор для сборки судна на резиновом приводе. Это был тестовый этап. Деревяшки в наборе были с дефектами, и нас научили их устранять. Потом шпатлевка, склеивание, окраска. Когда мой кораблик поплыл в бассейне, я обрадовался, но в бассейне плавали модели настоящих кораблей. И я стал мечтать построить такой, длиной с метр. Чтобы пушечки и шлюпки миниатюрные. А когда он будет готов – отнесу его в кружок технического моделирования, чтобы утереть нос руководителю кружка.

Но меня ждал свой путь. Всем нашим поручили изготавливать модели «с нуля», а мне довести модель миноносца, хозяин которого лег в больницу. А на носу соревнования. Я расстроился и спросил:

Я не смог устоять после такой похвалы и взялся за дело. На деревянном корпусе было много вмятин от ударов молотка, пришлось все устранять. Каких – то новых знаний я не приобрел. Но меня вдохновляла возможность поехать на соревнования, пусть с чужой моделью. Даже когда появился хозяин модели, я верил, что на соревнование мы поедем вместе. Но я на соревнование не попал. Было обидно, мои уже обшили шпангоуты своих моделей рейками, а я был на старте.
Руководитель долго думал, чем меня занять, а потом предложил изготовить крейсер «Варяг» с радиоуправлением. Я задохнулся от восторга! Но потом выяснилось, что для своей модели я должен был купить два электродвигателя и радиоуправление. Сколько это стоит, я не стал спрашивать, а просто ушел из кружка.

Вечером я делился со своим приятелем, а он неожиданно предложил заняться радиолюбительством:

— А что это такое? – спросил я.

— Будем паять приемники, магнитофоны собирать, а потом и телевизоры.

— А как мы их соберем?

— Надо записаться в радиокружок.

Мы пришли во Дворец пионеров, но в радиокружке нам сказали, что мест в этом году нет. Вечером мы сидели у приятеля дома и отвечали на вопрос его отца: «Что носы повесили?» Отец приятеля договорился на работе и его коллега, радиолюбитель со стажем, согласился с нами позаниматься. Жил он не далеко и мы часто к нему бегали по вечерам. Именно он рассказал нам о волшебном мире радиолюбительства. Научил читать схемы и пользоваться справочником с цоколевками радиоэлементов. А еще он позволил мне отремонтировать приемник. Он дал мне лампу и показал в стоящем у него на столе приемнике, какую лампу заменить. Я заменил и приемник заработал! Весь вечер я рассказывал маме, как я отремонтировал приемник. На следующий день в школе (никто не поверил), а вечером – во дворе. Мой приятель был свидетелем.

На следующий день кто –то из дворовых попросил меня отремонтировать неработающий телевизор. Мне хватило ума не согласиться, но очень изящно:

— Схема есть? – спросил я.

— Как же я без запчастей его отремонтирую? Неси в мастерскую.

В этот момент я не подозревал, что неосознанно использовал широкораспространенный способ отказа. И если бы приятель мне ответил, что запчасти у него есть, я бы сказал, что нужен осциллограф. Если бы и он у него оказался, то частотомер, ламповый вольтметр, измеритель RLC, высокочастотный генератор и т.п. Что тут скажешь?

Когда я узнал, что двоюродный брат радиолюбителем, я поехал к нему за радиодеталями. Он не отказал:

— Это не семечки, называй номинал!

Брат все понял и дал мне по одному резистору каждого номинала. Так начинался мой склад радиодеталей.

Вскоре мы переехали в Сызрань и мама купила мне тестер Ц-20. Я записался в радиокружок и начал свой радиолюбительский путь…

m2416770 257833843

Танцы

После окончания седьмого класса Боцман предложил мне пойти на танцы. В моей жизни это было впервые. Особой потребности я не ощущал и поэтому ответил вопросом:

— Потанцуешь, с девахой познакомишься, в укромном месте титьки ей помнешь.

— А мы долго на танцах будем?

Как более опытный, Боцман поделился опытом:

— Сразу никого не приглашай. Два – три танца присматривайся. Если какая понравится и ее никто не приглашает – вперед!

— А если кто – то один раз пригласит?

— Можешь попробовать, но будь готов к базару. Сразу бить не будут, но посоветуют к этой девчонке не подходить. Не спорь, начинай искать другую. Приглашай на медляк. Можно поговорить. Там три быстрых и один медляк. Вот и прикидывай. Если согласится – предложи погулять по парку, но это опасно. Там жлобья полно, могут докопаться. Лучше предложи проводить ее до остановки. А если будешь уходить – предупреди кого из наших. Если загребут комсюки – не дергайся, иначе заломают, а потом отпи**ят.

— А я врать не очень могу.

— Да ладно, небось втираешь учителю, что учил домашку, а сам молчишь у доски. Так и в комсючке. И еще, если увидишь симпотную из своей школы, предложи познакомить со своими друзьями.

— А если она тебе не понравится?

— Точняк! Ладно, стой около меня. Если увидишь кого из своей школы – покажи мне. Я решу знакомиться или нет.

Пошли втроем: я, Боцман и Юрка. Покупать билеты сразу не стали. Бывали дни, когда в клетке было десятка два человек. Тратить тридцать копеек не стоило. Стали смотреть по сторонам. Наш юный возраст ограничивал контингент потенциальных знакомых. Тем более, что в этот день было много курсантов, а мы им не конкуренты.

Вдруг я увидел Таньку Панкратову из своего класса. С ней была ее подружка. Я показал Боцману в их сторону.

Подойдя к Таньке, я поздоровался. Она удивилась:

— Впервые вижу тебя на танцах. Каким ветром?

— Друзья хотят познакомиться с девчонками из моей школы.

— Вон двое около дерева, один нам рукой машет.

— Ничего, а они из какого класса?

— Пониже седьмой закончил, второй восьмой, будет поступать в техникум.

Девчонки начали шушукаться, а я смотрел на них.

Познакомив ребят, я почувствовал себя лишним, и предупредив Боцмана подошел к клетке танцплощадки. Народу было мало. Курсанты лихо отплясывали твист, а барышни шушукались и хихикали. Похвалив себя за то, что не потратил деньги на билет, я решил уйти домой. Там у меня никак сенсорное реле не срабатывало. Предупредив Боцмана я пошел на остановку. Так закончились мои первые танцы…

m2416770 257833843

Серёга

Поскольку Серёга не умел говорить тихо, учительница делала нам замечание. Серёга вступал в дискуссию:

— А чё Буер? Это я болтал.

И однажды меня осенило! Я попросил в школьной библиотеке книгу, где «картинок побольше». Книгу я подсунул Серёге. Весь урок его не было слышно. Педсостав школы оценил мою выдумку. Библиотекарь была проинструктирована. И когда я просил книгу с картинками, она уточняла: «Для Сереженьки?» Сам Серёга в библиотеку не ходил, видимо из-за лени. А может быть боялся, как черт ладана.

Однажды Серёга обнаружил в книге карту Европы. Пришлось объяснить, что это такое и Серёга придумал новую игру. Я называл город, а он находил его на карте. Я изначально сделал ошибку и ставил палец на карту недалеко от города, который надо найти. Серёга это запомнил. Однажды я забыл это сделать и Серёга не смог найти загаданный мною город. Он был в гневе:

— Я всю карту просмотрел и не нашел!

— Ты всегда тыкал пальцем рядом с загаданным городом, а в этот раз нет! Вот я его и не нашел!

— Серёга, вот ты чего к карте прицепился? Смотрел картинки, так и смотри!

— Ага, а если война? А я городов немецких не знаю!

Идиллия закончилась внезапно. В школу пришла практикантка и ей поручили провести урок в нашем классе. Об особом режиме обучения Серёги её не предупредили. К этому времени Серёга изучил карту Европы и мы перешли к «рыцарям». Практикантка вел урок, а Серёга перелистывал страницы книги. Неожиданно он вскрикнул:

— Зырь, какой дрын! Попадет в жбан и крышка!

Практикантка растерялась, потом попробовала прочитать Серёге нотацию. Практикантку Серёга слушал с удивлением, на его лице читалось: «Кто это?» Видимо, ему хотелось продолжить просмотр книги и он рявкнул:

Был большой скандал. Серёгу пересадили на первую парту и наше соседство закончилось.
В восьмом классе мы учились в разных классах. Серёгу будто подменили. Он ходил полусонным, его речь стала тягучей. На уроках он засыпал, учителя его не дергали. Был анекдотичный случай, когда Серёга пошел за школу покурить на перемене, сел на корточки и заснул. Спал он до следующей перемены. И когда Серёга окончил восьмой класс, многие учителя вздохнули с облегчением.

Серёгу я встретил через несколько лет. На остановке в автобус зашел доходяга в мохеровой фуражке. Протянув кондуктору деньги, он сказал, выдавливая слова:

— Кондуктор, отломи билетик, я дам тебе гунчик.

Получив билет и сдачу, доходяга подошел к окну. Стоявшие рядом девчонки прыснули. Доходяга выдавил:

— Девчонки, я не смешнее вас.

Когда доходяг повернулся, чтобы подойти к двери, я узнал в нем Серёгу:

— Я Серёга, но я тебя не знаю.

— Я Артур, мы за одной партой сидели в школе. Помнишь, как ты города на карте находил?

— Я не учился в школе! Мужик, одолжи кукнар.

— Жаль. Мне можно выйти? Мне надо домой.

Серёга вскоре умер. Не выдержало сердце…

m2416770 257833843

Пэпик

Мой одноклассник Серега Уткин просил называть его Пэпиком. Почему именно так, он не мог объяснить, и я не стал настаивать. К концу восьмого класса он загрустил и перестал ходить в школу. Родители проявили уважение к выбору сына и вместо аттестата Пэпик получил справку. Пэпик сильно не расстроился. Он устроился работать учеником слесаря в локомотивное депо. Работал он до обеда, а потом приходил в школу. Пэпик угощал всех сигаретами и рассказывал очередную историю своих сексуальных похождений.

Похождения были необычными. Запомнилась самая яркая. К старшей сестре Пэпика пришла в гости подруга. С собой она привела свою дочку лет пяти. Пока подруги бухали, Пэпик выполнял функцию няньки. Потом, по просьбе сестры Пэпика, подруга оставили на ночь свою дочь (у сестры своих детей не было) и ушла домой в сопровождении Пэпика (только проводить, мало ли что). Пэпик благородно проводил даму до дома, и она пригласила его попить чаю, ведь ночи в конце июня такие холодные!

Видимо стороны по – разному понимали концепцию чаепития в столь поздний час. Дама рассказывала какой ужас ее охватывает, когда она ложится в холодную постель. В такие минуты он остро ощущает свое одиночество. А Пэпик слушал и благодарил хозяйку за необычайно вкусный чай и удивительно ароматное овсяное печенье. Дегустация и жалобы на холодную постель длились бы до утра, но принимающая сторона задала Пэпику прямой вопрос:

— Какая часть женского тела волнует твое воображение больше всего?

Хозяйка оголила свой торс, призывно бросив бюстгальтер Пэпику на плечо. Пэпик внимательно осмотрел его и сказал, что у его сестры точно такой же.

Больше всего Пэпика поразил запах пота из-под мышек хозяйки. И ему очень захотелось уйти домой. Наверно, хозяйка тоже почувствовала неприятный запах и уложив Пэпика в постель, ушла в душ. Потом Пэпик проявил себя благородным человеком. Он не стал приставать к обнаженной женщине, укутал ее одеялом и начал читать стихи. Когда хозяйка захрапела, Пэпик ушел домой.

Мнения слушателей разделились. Одни не поверили, что это было вообще; другие, что он не тронул хозяйку; третьи, что хозяйка хотела ему дать. Кто был прав, я не знал – Пэпик был странным человеком. Когда ему ставили двойку, он улыбался и благодарил учительницу. Издевался он или рассматривал двойку как знак внимания, я не знаю.

Еще одну чумовую историю из жизни Пэпика мне рассказала моя знакомая. Как Пэпик попал к ней в постель, я не знаю, но он напугал её своей прелюдией. Положив свою руку на ее лобок, Пэпик выдал:

— Я не могу поверить, что моя ладонь лежит на вратах, из которых выйдет живой человечек! И как знать, может я стану отцом этого ребенка!

Беременность не входила в планы дамы и она лихо натянул на себя джинсы и вытолкнула Пэпика на лестничную площадку, совершенно голым. Пока она собрала его вещи и выбросила их в подъезд, Пэпик улыбался и комментировал: «Какая экспрессия! Такого у меня еще не было! Сударыня, у меня есть презерватив и Вам совершенно нечего бояться». Соседи с интересом наблюдали за действом, а Пэпик хладнокровно одевался и шутил: «Боже, какое внимание! У вас нет дома телевизоров? Мужчины, а вы – то зачем на меня смотрите?» И улыбка не покидала его лица.

Я тоже устроился работать в депо, и когда нам с Пэпиком исполнилось 18 лет, мы начали работать в смену. Ночные смены не такие напряженные и было время для развлечений. Дам работало достаточно, и они уделяли Пэпику значительное внимание. Пэпик о своих интрижках рассказывал обезличено, но однажды увидев, что я мило беседую с электрокарщицей, посчитал своим долгом предупредить:

— Артур, дружище, если надумаешь вступить в интимную связь с этой женщиной, помни, что у нее совсем туго с чувством юмора.

— В каком смысле? – не понял я.

— Только между нами! Я во время е*ли люблю разговаривать с партнершей. Это очень их возбуждает. Ну и пошутить люблю. Начал я возвратно – поступательные движения, что – то шепчу, а потом: «Ой, это кажется твой муж!»

— А зачем? – удивился я.

— Шутка. Миля шутка, не более. Я ведь не знаком с ее мужем и даже не знаю, как он выглядит.

— Сбросила меня на пол! И откуда в этой хрупкой женщине такая сила? Смешно, правда?

Я смотрел на Пэпика, а он улыбался своей обезоруживающей улыбкой.Несколько недель спустя я зашел на участок Пэпика. Он сидел в каморке и плакал:

— Я в душе увидел, что он не достает рукой до середины своей спины и помог ему помыться.

— Я пошутил. Наверно, неудачно.

— У Вас кожа нежная как у девственницы.

— Артур, я не виноват, что меня окружают люди с неразвитым чувством юмора.

— Он тебе врезал и что?

— Назвал педиком. И теперь вся бригада только так и зовет.

— И что думаешь делать?

— Надо увольняться. На завод пойду.

Серега погиб на заводе. Все говорили, что несчастный случай, а может неудачно пошутил…

m2416770 257833843

Макулатура

Не помню почему, но я решил стать победителем в классе и получить похвальную грамоту. На тот момент это было очень трудно сделать. Мои родители выписывали три газеты и два журнала. И только газета «Труд» приходила часто. Журналы были ежемесячными и родители их коллекционировали. Газеты шли в дело: вместо туалетной бумаги (ее тогда никто не видел), для «завернуть» и на растопку титана. И я решил бросить клич друзьям. Они учились в другой школе, в которой до перманентного сбора макулатуры не додумались.

Но увы, у всех были титаны и не было туалетной бумаги. И я стал думать, где добыть макулатуру. В магазине меня разочаровали – в картонные коробки собирают мусор. Опрос соседей ни к чему не привел. И я загрустил. Бышек это заметил и решил помочь. Он вынес из библиотеки мамы самую толстую книгу и вручил ее мне с чувством выполненного долга. Вернуть эту книгу пришлось через несколько часов. К нам пришла мама Бышека и потребовала книгу обратно.

Когда у авантюриста появляется чувство вины – жди беды. А Бышек был авантюристом и он нашел способ решения проблемы. Мы с ним учились во вторую смену и начали опустошать почтовые ящики в соседних дворах. Журналы и письма мы не трогали. А вот газеты ждала иная участь: одна остается в ящике, а остальные – мне! Первым попался Бышек. Пластиковых пакетов с ручками тогда не было, а спрятать пачку газет под рубашку было трудно. Вот Бышек и спалился. Он отделался подзатыльником и пенделем. Я погорел из – за своей невнимательности. Сдав на вахте очередную стопку ворованных газет, я пошел на уроки. На перемене в класс зашла вахтерша и передала учительнице конверт, который она обнаружила в сданной мною газете. Фамилии были разные и конверт целым. Я раскололся. Учительница взяла с меня слово, что я больше не буду воровать газеты, а конверт верну адресату и скажу, что почтальон по ошибке бросил письмо в наш ящик.

Письмо я отнес после школы. Дверь открыл дедушка. Он обрадовался письму и угостил меня чаем. А на кухне я увидел две стопки газет и во мне ожил дух сборщика макулатуры:

Запасы деда я выносил всю зиму. Его приятели пополняли запасы и я начал ходить в школу с санками. В марте я вывез последние стопки. Дед предложил забрать у него какие – то журналы, но я устал, да и был уверен, что победа за мной!

В апреле я снова «отличился». Макулатуру я больше не носил. Но в соседней квартире умерла одинокая бабушка. Какие – то люди выносили ее вещи, освобождая квартиру. Я сидел на лавке около подъезда. Один мужик сунул мне две толстые книги и сказал:

Во мне снова проснулся сборщик макулатуры и я спрятал книги в кустах, чтобы потом отнести в школу. Когда я выложил на стол вахтера две книги, она испугалась и повела меня к директору. Он погладил книгу и спросил меня:

— Ты где взял эти книги?

— Соседская бабушка умерла, у нее дома лежали.

— А кто тебе разрешил сдать их в макулатуру?

— Я сам решил. Дяденька сказал, что их надо выбросить на мусорку. Но я отнес их в школу.

— Ты знаешь, что это за книги?

— Нет, картинок в книгах нет.

— Это все книги или еще где лежат?

Сейчас я понимаю, как фронтовику было обидно видеть, что его кумир был предан забвению. Победителем я не стал. Отец Юрки Степурко привез на EPAЗике гору макулатуры и похвальная грамота досталась его сыну…

m2416770 257833843

Чужой подарок

Праздники 23 февраля и 8 Марта в школе моменты истины для многих. В младших классах все происходило обезличено. На родительских собраниях определялись, что дарить и собирали деньги. Тогда остро стоял вопрос дефицита. Купить запросто два десятка одинаковых кукол было сложно. Нужно было искать выход на базу. Именно единообразие подарков исключало недоразумения. А в восьмом классе решили провести эксперимент. На собрание пригласили девочек и предложили им определиться, кому из мальчиков кто будет дарить. Что – решать самостоятельно. Но открытка должна быть. Посовещавшись, девочки решили, что книга – лучший подарок. Правда, в открытой продаже путных книг не было, поэтому решили подарить брошюры из серии о государствах: Катар, Оман, Сирия и т.п. Они стоили недорого.

Я тогда испытывал неразделенную любовь к Наташе З. и втайне надеялся, что она подарит мне подарок и открытку с написанным собственной рукой поздравлением. 23 февраля я в школу приехал пораньше. В классе на доске было написано: «С праздником, наши мальчишки!» Я сел за свою парту и придав своему лицу выражение безразличия, стал смотреть в окно. Девчонки шушукались около учительского стола, а парни занимали свои места, пропуская утренний перекур за школой. Когда прозвенел звонок, учительница нас поздравила и пообещала сегодня не ставить мальчикам двоек. А потом девочки начали дарить подарки. Вручив подарок, каждая садилась на свое место. Девочек становилось все меньше, а мне подарка никто не вручил. Я не был расстроен, Наташа З. стояла около доски и это меня радовало. Я решил, что когда все девочки усядутся, она подойдет ко мне и поздравит.

И вот все, кроме Наташи З., уселись и учительница сказала: «Наташа, а ты чего ждешь?». И Наташа подошла к Валерке А. и протянув брошюру, тихо сказала: «С праздником, Валерочка!». В классе раздался шумок и все девочки посмотрели на меня. Первым пришел в себя Валерка:

— Натаха, мне уже две книжки подарили. Куда мне третью? Вон Артуру никто не подарил, отдай ему.

Я открыл первый листок и прочитал первую строку открытки: «Милый Валерочка!» Дальше я читать не стал. Отдал подарок Валерке со словами: «Она тебя хочет, а я не при делах».

После этого я несколько дней не ходил в школу. Слушал «Пинк Флойд» и прощался со своей первой любовью. В школе я появился с надломленной душой. Я стал грубым и говорил все, что думал. Это дико раздражало девушек и забавляло парней. Когда в преддверии 8 Марта мальчиков оставили после урока, я твердо решил никому не дарить и сообщил об этом учительнице. Она попыталась меня образумить, но я ей нахамил и ушел домой.

Седьмого марта я в школу не пришел. Валерка видимо считал себя виноватым и когда я пришел в школу, сообщил мне:

— Артур, братан. Натахе никто ничего не подарил. Она вся в соплях домой убежала.

— Нет, я знаю как ты по ней страдаешь! Я лучше себе хрен узлом завяжу, чем братану дорогу перейду!

Больше в подарочных акциях я не принимал участие. Ни в 9, ни в 10 классах…

m2416770 257833843

Зарница

До летних каникул оставалось два месяца и нам объявили, что завтра наш класс едет на игру «Зарница». Что это такое я знал из детского фильма «Точка, точка, запятая». И я уже представлял, как починю приёмник на своём этапе соревнований и наш класс победит.

На зарницу нас привезли в автобусе. Никакой атрибутики у нас не было, как и на месте проведения «Зарницы». Только два зелёных грузовика, около которых стояли курсанты с автоматами. Нас построили и военный с мегафоном в руках объявил «Зарницу» открытой.

Мы как цыплята прижались к нашей учительнице, которая не знала, что надо делать. Многие классы были в одинаковых рубашках и головных уборах. А один класс выделялся жёлтыми ремнями, наверно это были дети военных. А наш класс выглядел как партизанский отряд.

Потом начались конкурсы. Бегали, прыгали, эстафета, стреляли из пневматических винтовок и метали гранаты. А потом наш класс ожидал конфуз. В конкурс по установке палатки мы участия не приняли – палатки у нас не было. На конкурсе строя и песни мы прошли молча, вызвав дружный смех конкурентов.

Для поднятия аппетита перед обедом нам устроили кросс. Мы как – то бежали, а сопровождающие нас курсанты изредка стреляли из автоматов холостыми патронами, а потом успокаивали визжавших девушек. Наверно с большим энтузиазмом они успокаивали бы десятиклассниц, а не семиклассниц.

На обратном пути кто – то впереди крикнул «Вода!» И все рванули вперёд. Организаторы не подумали о питьевой воде, а ПЭТ бутылок с минералкой тогда не было. Когда я выбежал из леса, то увидел десять сверкающих на солнце алюминиевых фляг с водой. На каждой фляге стояла кружка и тут началось!

Очередь никто не соблюдал. Вода была родниковой и ломила зубы. Много не выпьешь, а отдавать жалко – не вернут! Мегафон вещал: «Ребята! Много не пейте! Берегите горло! Воды всем хватит!» Но оратор заблуждался. Кто – то сообразил и фляги нагнули и жаждущие подставляли лодочки из ладошек. Кто – то поливал голову. Много воды пролилось на землю. А самые наглые наполнили кружки водой и ушли с ними обедать. Когда взрослые попытались организовать водопой, вода закончилась.

Мы сидели в тени и давились всухомятку бутербродами. Из наших воды никому не досталась – мы бежали в самом конце.

— Третьего надо, если роем налетят – станем треугольником. И Нина пусть с нами идёт. Отдадим ей кружку, а погоню тормознём. Просто так могут не отдать.

По дороге решили, что воду попросит Нина и если не дадут, то отбираем кружку и Нина с ней уходит. Мы медленно шли и смотрели у кого стоят кружки. И вдруг увидели, что у пионеров с жёлтыми ремнями стоят две кружки!

Удивлённый Мишка молча передал кружку Нине. Она поблагодарила и повернулась, чтобы идти.

Когда я вернулся к нашим, то Нина задала мне вопрос:

— Его там пирогом угостили. Жрёт.

Жажда погасила мой энтузиазм. Когда объявили построение я отказался выходить из тени:

— Ладно, оставайся! – согласилась учительница.

А дальше начался конкурс на выживание. Надо было бегать по лесу и находить тайники. Нашёл – бежит другой. Кто первым найдёт все тайники – тот и победил. Пока пионеры бегали по лесу, курсанты привезли воду. Я пришёл со своей кружкой и зачерпнул немного воды. Допив, я хотел набрать кружку для Натахи. Но курсант меня остановил:

— Там Натаха лежит, ей вода нужна.

— Пошли вместе, я тебе не верю.

— Пошли, только воду набери.

Убедившись, что я не вру, курсант намочил свой носовой платок и положил на лоб Натахи. Она заулыбалась, а курсант послал меня подышать свежим воздухом. Подальше.

Вскоре игру остановили. Очередной пионер не вернулся из леса. Сначала сигналили грузовики, а потом курсанты прочесали лес. Пионера нашли – он подвернул ногу. «Зарницу» остановили, пионера увезла скорая, а нас пересчитали и увезли на автобусах.

Что интересно, на этой «Зарнице» образовались три пары: Нина и Сергей; Девушка с пирогами и Мишка; Натаха и курсант. Все они потом поженились. А может быть пар образовалось больше…

m2416770 257833843

Самый лучший день

Такой день в моей жизни был 19 мая 1972 года. Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина исполнилось 50 лет! Утром нас приняли в пионеры и вручили юбилейный значок. Потом нас повезли в аэропорт и прокатили на ИЛ-18. Он сделал круг над городом, и мы увидели родную Караганду с высоты птичьего полета, как нам объявила стюардесса. Стюардессы выдали нам по стаканчику минералки и две конфеты: «Взлетная» и «Мятная». Ставя на откидной столик стаканчик, стюардесса говорила улыбаясь: «С праздником!», а положив две конфеты: «Приятного полета!» Я смотрел в иллюминатор и пытался увидеть свой дом или школу, но безуспешно. А когда мы приземлились, пока все шли на выход, я зашел в кабину пилотов и попросил разрешения посидеть в кресле пилота. Мне не отказали.

Из аэропорта нас повезли на шоколадную фабрику. Экскурсия была короткой. Сначала нам показали цех карамели. Конфеты можно было есть без ограничения, но брать с собой н разрешалось. Наевшись карамелек, мы были счастливы, но не долго. Следующий цех был шоколадным. Разрешили есть шоколадные конфеты, но нам хотелось пить и чего – нибудь солененького. Нас привели к аппарату с бесплатной газировкой без сиропа. Пили мы долго! На обратном пути я увидел ж/д цистерну, из крана которой на пол тянулась струя сгущенки! Прошло 46 лет, а до сих пор вспоминаю!

А потом был городской парк. Все, у кого был на шее пионерский галстук, мог посещать аттракционы бесплатно. Мы катались, а наша учительница говорила, что вот так будет при Коммунизме – все бесплатно! Домой я вернулся счастливым и гордым от осознания, что я пионер. Я попросил маму погладить мне пионерский галстук и твердо решил быть пионером всю жизнь!

Я часто вспоминаю этот день и думаю, неужели у чиновников нет денег, чтобы один раз в году, допустим 1 сентября, разрешить школьникам бесплатно ездить в автобусах, посещать кинотеатры, парки аттракционов и аквапарки? Ведь этот день они будут ждать с нетерпением и помнить всю жизнь…

m2416770 257833843

1551724784210940381

Металлолом

И вот в шестом классе лидер нашего класса Юрка Степурко задумал сделать наш класс победителем. С этой целью он поручил всем пацанам творчески исследовать прилегающую к школе территорию. И в случае обнаружения небольших железяк прятать их в укромном месте. При обнаружении более крупных кусков – запоминать их место.

Здание морга было мне известно, там работала моя мама. Я часто бывал у нее на работе и я не боялся к нему подходить. Мы успели унести только одну «гармошку». Когда наша четверка вернулась за второй батареей, нас встретила моя мама. Пришлось вернуть батарею обратно, а также пачку электродов, которые свистнули наши девчонки.

Но это не остудило наш запал. Мы пошли на стройку и начали таскать оттуда прутки. Но наша классная руководительница заставила нас вернуть все обратно. И тогда я повел озверевшую от неудач бригаду чуть дальше. Я часто проходил мимо этого здания и видел, сколько металлического хлама там во дворе.Пока мы таскали куски уголков, нас никто не трогал. Но едва мы добрались до медных стержней, нас шуганули. Но два стрежня мы успели унести. Но наш энтузиазм не угас. Мы побежали в гаражи. Там мы обнаружили куски помятого металла, много помятых рам от велосипедов. Все это перекочевало на школьный двор. С последней рамой я шел и какой – то дедушка предложил мне вернуться с друзьями и забрать часть железок из гаража.

К сожалению, дедушка нас слегка обманул. Прежде чем разрешили взять металлолом, мы выносили на свалку тряпки, деревяшки и осколки банок и бутылок. И только потом дедушка отдал нам ржавые ведра и тазики, помятую огромную птичью клетку, самокат на подшипниках, ржавую двуручную пилу, дырявые трубы и патефон без раструба.
Победить нашему классу не удалось. Одна бригада обнаружила на пустыре обгоревший кузов от «горбатого», но сдвинуть его не смогла. И они просили проходящих мимо мужчин помочь распилить кузов на части. Им никто не помог, а время было утеряно. Другая бригада прошлась по подвалам своих домов и смогла собрать только мелкие куски проволоки и труб. Степурко с укрупненной бригадой попытались утащить поваленную секцию металлического забора, но не смогли перенести ее через широкую дорогу.

На линейке нас всех заверили, что из собранного нами металлолома будет изготовлен самолет. Только повзрослев, я узнал, что самолеты делают из дюралюминия. А металлолом годится только на шихту.

Вспоминая эти мероприятия, я ужасаюсь. Ведь о никакой охране труда и техники безопасности никто не думал. Нам не выдавали даже брезентовые рукавицы. Многие из нас собирали металлолом в сандалиях, а ведь мы лазили черт знает где! И я помню, как мама долго отмывала мои руки от следов масла, краски и ржавчины. А рубашка была безнадежно испорчена…

Источник