Как сделать таймлапс с движением
В ускоренной перемотке. Как красиво снимать таймлапс?
Наверняка вы неоднократно встречали красивые ролики с заходом солнца, где многочасовой процесс ускорен до нескольких секунд. Выглядит эффектно. Хотите снимать так же? Для этого достаточно смартфона и нескольких приложений — мы взяли HUAWEI P40. Рассказываем, с помощью чего и как делать красивые видео в таймлапсе.
Что понадобится?
Выберите интересный вид, где регулярно что-то происходит. Зрителям не очень-то интересно наблюдать за жизнью вашего подъезда, а вот закат над Москвой-рекой они оценят. Или то, как в доме напротив одно за другим загораются окна. Выбрали? Теперь подумайте, на чём закрепить смартфон. Три часа неподвижно держать его в руках вряд ли получится, так что аппарат надо либо как-то поставить, либо воспользоваться штативом.
Ещё убедитесь, что место выбрано верно и люди не будут проходить впритык к объективу. Не забудьте перевести телефон в авиарежим, чтобы случайный звонок не прервал процесс. Проверьте заряд батареи и оставшееся количество памяти. После этого дело за малым — запустить нужный софт.
Регулировка параметров
В таймлапсе нет ничего сложного, если заранее изучить настройки смартфона и заручиться помощью программ. Чтобы снимать красивые ролики, профессиональная техника не нужна, ведь в 2020 году на это способны и мобильные камеры.
Мы вооружились HUAWEI P40, включили на нём режим таймлапс-съёмки и выставили нужную конфигурацию. В целом рекомендации такие: если в кадре есть элементы, чьё движение почти не улавливает глаз, надо ставить интервал в 1-5 секунд. Если объекты меняются намного медленнее — например, это облака — лучше снимать с промежутком 10-20 секунд. Вот что у нас получилось после небольшой настройки таймлапса:
Приложения для съёмки
Если вам нужно нечто большее, чем стандартный набор функций смартфона, то советуем несколько приложений. Мы нырнули в AppGallery и Petal Search, откуда выудили три софтины:
Time Lapse Video. Здесь имеется ряд важных функций, например, возможность импортировать уже готовое видео и преобразовывать его в таймлапс. Настройки задаются пользователем: режимы ускорения варьируются от двух- до десятикратного. Кроме того, в параметрах можно выбрать различные эффекты: линзы 8 и 16 мм, цветные фильтры, блики, а также ряд ретро-плёнок.
Framelapse — в прошлом платное приложение, которое теперь можно скачать безвозмездно. Из интересного: интервал можно задать самому, от одной секунды до 24 часов. Битрейт тоже настраиваемый. Есть выбор длительности ролика и таймер с отметкой, когда надо прекратить съёмку. Встроенный калькулятор поможет определить длительность записи. Ещё доступно закрепление баланса белого и чёрного — чрезвычайно важная штука в условиях изменяющейся погоды и перепадов яркости.
Наконец, PicPac. У этого приложения есть платная и бесплатная версии. Возможности второй ограничены качеством 360p, тогда как Pro умеет делать ролики в 1080p. Минимального качества достаточно, если снимать для себя или друзей в Instagram. Но для более серьёзных проектов необходимо высокое разрешение. Кроме того, в премиум-режиме нет водяного знака.
При просмотре ускоренных роликов кажется, что таймлапс — что-то очень трудоёмкое и кропотливое. Как вы теперь понимаете, это не так. Всё, что понадобится оператору — смартфон со штативом и пара приложений.
Как снимают Timelapse в движении? Узнайте, как снимать таймлапс правильно
Первые фотографические отпечатки появились только в начале XIX века, и, понятное дело, они были статичными. «Подвижные» же изображения, названные кинематографией, возникли лишь в конце XIX века, а развились в многообразные ответвления только в двадцатом. И среди всего многообразия выделилась весьма неординарная область кинематографа, названная изначально цейтраферной (замедленной) съемкой, а годы спустя она заимствовала из английского название «таймлапс».
Основные положения
Нет большой разницы между тем, как снимают Timelapse, и тем, как делалась замедленная съемка во времена использования еще пленочных аппаратов. Основной принцип – пониженная частота кадров по сравнению с реальным временем хода события. То есть то, что длится много часов, может быть показано в течение нескольких минут. Например, раскрытие цветка, появление бабочки из кокона, закат или восход солнца.
А теперь несколько слов о том, как снимают Timelapse. Технологически процесс выглядит следующим образом. Огромное количество кадров снимается с одной и той же точки с одинаковым временным промежутком. К примеру, разница между снимками – одна секунда. Для многих длительных процессов промежуток куда длиннее. Далее кадры монтируются в общий видеоряд, демонстрирующий некое событие.
Варианты съемки
Как снимать таймлапс? Существует два способа. Один из них – покадровый, все тот же цейтраферный, в течение которого в моменты перерыва аппаратура просто отключается и ждет команды на возобновление работы. Через определенный интервал времени она включается и делает очередной снимок. Второй способ того, как снимают Timelapse – обычная видеосъемка, которая впоследствии транслируется на ускоренном режиме. Он дает хорошие результаты только в том случае, когда у вас исходно качественное оборудование, а на съемочной площадке есть хорошее освещение. Обычно применяются оба варианта, но профессионалы считают, что второй более качественный и надежный.
Аппаратура и ПО, без которых не обойтись
Перед тем как снимать таймлапс, придется обзавестись необходимыми девайсами и озаботиться нужными программками. Помимо качественного фотоаппарата (желательно – зеркалки, еще лучше – профессиональной зеркалки) обязательным является штатив для камеры. Иначе вы никак не обеспечите постоянный ракурс для объектива. Придется прикупить и бленду (кто не знает – это или прилагающийся к объективу аксессуар, или специальная насадка на камеру, которая обеспечивает защиту от бликов и засветки при сложном или недостаточном освещении). Запасные батареи (аккумуляторы) питания нужны для длительной непрерывной работы – вряд ли поблизости найдется розетка. И для монтажа – ноут. Если его нет, подойдет пульт, но если все равно что-то из них надо покупать, берите лучше ноутбук, он более функционален. Для окончательного сведения ролика воедино понадобится Adobe After Effect; если фрагментов несколько – скачайте Adobe Premiere; очень даже пригодится Adobe Camera RAW (она является частью программы Photoshop).
Выбор способа съемки
Перед тем как снимать таймлапс, надо оценить условия, в которых будет происходить процесс, и определиться, как правильно его осуществить. Солнечным днем и в отсутствие густой тени от окружающих высоток, снимая, к примеру, бег облаков по небу или движение теней от тех же домов, можно делать видеосъемку. Хорошо бы было, чтобы в функции камеры входило умение снятия HD-роликов. Но если съемка идет вечером или в темноте, лучше делать это покадрово – видео вариант явно будет «запорот». В этом случае придется точно рассчитать временной интервал. Исходим из того, что два часа «реала» нужно уложить в 30 секунд. Тогда фото должно сниматься каждые 9,6 секунд. Однако профессионалы всегда перед тем, как снимают Timelapse, делают пробы. Может быть, понадобится больший промежуток, может быть – более короткий, так что на пробный «прогон» придется потратить где-то полчаса.
Если есть возможность видеосъемки, нужно ею воспользоваться, но при этом помнить, что в большинстве аппаратуры отводится на ролик всего полчаса, так что не забываем возобновлять запись.
Необходимые настройки
Перед тем как снимать таймлапс, на объектив надевается бленда, если, конечно, она не встроенная. Блики только испортят общую картину. Штатив ставится максимально устойчиво: малейшие «проседания» сделают ролик недостоверным. Все посторонние «прибамбасы» лучше вырубить. Камера включается в режим Manual Mode. «Белый» баланс ставится мануальный и до конца съемки не трогается. С ISO придется поэкспериментировать: в зависимости от окружающих условий оно колеблется между величинами 100 и 1280, но никогда не выходит за рамки этих значений. Если не предполагается значительное изменение освещенности, экспозиция обнуляется, если ждете рассвета – выставляется минус 1. Снимать обязательно (настойчиво обязательно!) в RAW. В дальнейшем это поможет в работе с экспозицией, борьбе с шумами и во многом другом.
Тайны и секреты
Если вы сделали пробные снимки, просмотрели их и остались удовлетворены результатом, отключите в своем аппарате кадровый просмотр – сэкономите довольно много энергии. Выставленные установки лучше проверить – и не один раз, иногда ошибки делаются чисто машинально. Основные «косяки»: заряд батареи или забытые запасные батарейки (смотря какая камера в наличии); отсутствие свободного места в памяти камеры или на карте; не создана отдельная папка для съемки – многие потом часами ищут нужные файлы только потому, что валят все в общую кучу и не знают названий файлов.
Как собрать все в единое целое
Когда вы уже отсняли все, что собирались, остался только монтаж. Проследите, чтобы все отдельные части вашего фильма были пронумерованы последовательно. Тем, кто этого не знает: нумерация типа «1, 2, 3…» не подойдет, поскольку файл с номером 11 будет следовать сразу за тем, который пронумерован единицей, так что самый первый должен иметь номер как минимум 01 (а может быть, 001 или 0001) – так вам будет проще потом разобраться, что за чем монтировать. Помните, что помимо After Effect, который вам и «сольет» отдельные составляющее в вожделенное конечное совершенство, категорически необходим Photoshop. Вернее, не сам он, а его приложения, которые к нему будут обращаться. С другой стороны, вы можете пользоваться любой другой монтажной программой, их сейчас невообразимое количество, так что можно подобрать ту, что вам по вкусу.
Облегчение процесса
Прогресс, как известно, не стоит на месте. И все его новые достижения направлены на облегчение наших усилий, приложенных к получению определенного результата. В том числе – и к легкому, доступному созданию качественных памяток. В отношении фото- и киноистории любителям в последнее время на помощь пришла компания GoPro. Настолько сильно облегчить работу фотографам и кинооператорам еще никому не удавалось.
Иногда становится обидно: люди порой тратят годы на то, чтобы стать кинооператорами, в то время как снимать таймлапс на GoPro может даже ребенок. Причем эту камеру не надо оберегать от дождя, она не требует особой мускулатуры для переноски (ибо легкая) и профессиональных навыков и знаний для пользования, так как проста в управлении. Правда, стоит аппаратура такого класса немало – от 11 с половиной тысяч (слава Богу, в рублях) самая простая версия до почти 17 тысяч в «продвинутом» варианте. С дополнительными наворотами цена будет, пожалуй, тысяч до 30 – причем в бюджетном исполнении. Но если хочется получить качественный таймлапс, это ведь не препятствие?
Как снимать эффектные видео слоумо и таймлапс
Основы основ
Чтобы лучше понять, как получается таймлапс или слоумо, давайте рассматривать видео, как последовательность кадров, то есть отдельных фотографий. Традиционное кино и снимается, и воспроизводится со скоростью 24 кадра в секунду, а видео — со скоростью 25 или 30 кадров в секунду. Это даёт нормальную скорость происходящего, максимально приближенную к тому, что видит в реальности человеческий глаз.
Чтобы получить ускоренное движение (таймлапс), увеличивают интервал между кадрами во время съёмки, тогда при воспроизведении в обычной скорости время на экране «сожмётся»: облака пролетят быстрее, солнце закатится за горизонт, станет видно, как тает лёд.
А для того, чтобы «растянуть» время (слоумо), нам нужно сделать гораздо больше кадров за одну секунду, чем 24 или 30. Тогда при воспроизведении с обычной скоростью происходящее на экране замедлится, и мы сможем, не напрягаясь, рассмотреть взмах крыла птицы или изменение формы падающей капли.
Что нужно для съёмки
Первое, что нам понадобится — смартфон с хорошей камерой и гибкими настройками съёмки. Мы взяли с собой «на дело» Honor 9 — внутри этого гаджета работает модуль с двойной камерой: на 20 Мп и 12 Мп, он пишет видео в 4K-разрешении и есть стабилизация изображения.
Однако это тот случай, когда смартфона мало. Нужен штатив — таймлапс снимать долго, иногда до нескольких часов, и совершенно невозможно всё это время неподвижно держать камеру в руках. Если штатива нет, выберите для съёмок место, куда можно безопасно и надёжно поставить смартфон, пока он будет писать видео. Ещё нужен внешний аккумулятор (powerbank), иначе смартфон может разрядиться до того, как вы доснимете фильм своей мечты, и бесконечные часы ожидания пойдут прахом. Наконец, нужна карта памяти (а может, и не одна), или большое количество встроенной: ролики длинные, роликов много, разрешение высокое, всё это потребует ощутимого количества гигабайт.
Смартфон необходимо перевести в режим «Полёт», чтобы звонок друга или рекламное сообщение от оператора не прервали записи видео.
Финальный совет — если вы не снимаете в технике немецкого экспрессионизма, хорошенько протрите объектив.
Таймлапс — это просто
Таймлапс, иначе цейтрафер — интервальная съёмка, то есть кадры снимаются через увеличенные промежутки времени: если интервал между кадрами обычного кинофильма 1/24 секунды, то для таймлапса он может составлять целые секунды или даже десятки секунд. Несложно вычислить, что в таком случае время уплотняется во много раз: одну секунду видео снимают в течение нескольких минут.
Шаг 1. Разбираемся с настройками
Часто в настройках смартфонов режим таймлапса вынесен в отдельный пункт меню. В Honor 9 он называется «Отрезок времени» и организован в полностью автоматическом режиме. Для начинающих — самый подходящий вариант, как и для наигравшихся в технические навороты и вычисления — всё устроено просто, выбираете нужный режим и записываете видео.
Чтобы расширить возможности смартфона, есть два варианта: первый — снимать как есть, а потом дополнительно ускорять видео в редакторе. Второй вариант — воспользоваться другим приложением для интервальной съёмки, благо, их огромное множество. Мы использовали приложение Timelapse Camera, в котором есть несколько вариантов интервалов и регулировка некоторых других параметров съёмки.
Шаг 2. Выбираем сюжет
Для таймлапса подходят медленно развивающиеся сюжеты. Чаще всего так снимают облака, а мы предлагаем ещё снимать распускающиеся цветы и тающий лёд.
Шаг 3. Устанавливаем интервал съёмки
Если вы решили использовать приложение с ручным выбором интервала съёмки, помните, что он зависит от сюжета. Короткие интервалы нужны для съёмки движения, которое заметно глазом — облаков, например. При этом скорость движения облаков разная, поэтому поэкспериментируйте и за короткое время сделайте несколько пробных роликов, выставив в них интервал на 1, 3 и 5 секунд. Отсмотрите и выберите, какое ускорение вам по душе. После этого можно проводить основную, длительную съёмку.
Интервал в 10–20 секунд подходит для съёмки движения небесных светил. Например, Луны. Кстати, есть мнение, что не стоит снимать Солнце — можно испортить матрицу.
Самый длинный интервал, который мы использовали при съёмке видео для этого урока — 1 минута, когда снимали распускающиеся ирисы. Бутон превращался в цветок примерно за 10 часов, и минутный интервал позволил сделать живое, незатянутое видео.
Практика. Снимаем городской пейзаж
Первую пробу съёмки таймлапса делаем по дороге, у московского Сити. У нас не было с собой штатива, поэтому пришлось воспользоваться автомобильной прищепкой с присоской, расположив её на бордюре. Скомпоновав кадр, ещё раз убедимся, что смартфон неподвижен. Фиксация смартфона очень критична — даже мелкие подрагивания визуально обострятся за счёт ускорения видео и испортят итоговую картинку.
Ещё один нюанс съёмки касается сюжетов с меняющимся освещением — закатов и рассветов. Вы столкнётесь со ступенчатым изменением экспозиции. В оправдание разработчиков программ скажем, что даже для профессионалов эта задача не имеет простых решений.
Результат съёмки таймлапса в достаточной степени непредсказуем и этим очень интересен. Например, невозможно предугадать, какой формы облако пройдёт по небу через несколько минут. Если снимаешь красивый закат — будет ли виден солнечный диск в момент касания горизонта или его закроет набежавшая туча. И, наконец, не придёт ли какая-нибудь собачка посмотреть, чем это ты тут занимаешься, и не заслонит ли камеру смартфона!
Но вернёмся к тестовой съёмке. Выстраивая композицию кадра, можно было сделать акцент на небе и верхней части зданий, не захватывая в кадр горизонт — сюжет был бы о том, как движутся облака и движение отражается в стёклах.
Но мы поступили иначе — ввели в кадр прохожих. С одной стороны, это контраст размеренного и быстрого движения, а с другой — интересно было увидеть, как выглядят люди, снятые конкретной моделью смартфона.
В Honor 9 отснятый таймлапс попадает в папку «Камера» и дублируется в подборке «Видео с камеры». Смартфон даёт возможность отредактировать таймлапс, обрезав начало или конец видео и оставить только значимую часть с кульминацией события.
Практика. Снимаем макро
Следующий сюжет — макросъёмка распускающихся ирисов. Для этого видео не пришлось снимать фотостудию, как может показаться. Мы осветили букет диодными лампами, наподобие люминесцентных трубок, и оставили в ванной, где нет окон, и свет не меняется в зависимости от времени суток. Для фона использовали чёрный картон (и это не лучшее решение для влажного помещения, так что не повторяйте наших ошибок и тщательнее выбирайте материалы). И, конечно же, оставили смартфон на зарядке и в режиме «Полёт», чтобы звонок или SMS не прервали процесс. Интервал между кадрами — 1 минута, и в результате десятичасовой съёмки получилась детальная видеокартина, как распускается цветок.
Слоумо — это просто
Мы уже говорили, что нормальная частота кадров для кинокамеры — 24 кадра в секунду. Камера смартфона позволяет снимать 60 кадров в секунду, а значит, при показе с нормальной скоростью получится замедление примерно в два раза.
Шаг 1. Разбираемся с настройками
В настройках вашего смартфона слоумо, как и таймлапс, может называться по разному. В Honor 9 этот режим называется «Замедление». Всё что нужно чтобы начать съёмку — выбрать функцию в меню и далее работать как с обычной видеокамерой. Приложение позволяет сразу видеть замедленный результат. Кроме этого, можно отрегулировать, какая часть видео будет замедленной: часто хочется видеть вход в сюжет на привычной скорости, потом само замедленное событие и выход из сюжета вновь с привычной скоростью. В этом и помогает приложение. Но будьте готовы учесть один нюанс: если вы хотите замедленное видео передать «в мир», его нужно будет дополнительно сохранить. Только тогда ваша съёмка будет слоумо для всех.
Ещё один вариант съёмки — режим «Профи видео» с настройками 60 fps. Но переход от 60 к 30 или 25 fps придётся осуществлять в другом приложении. Это видно по скриншотам. Из плюсов использования «Профи видео» — возможность регулировать яркость изображения перед съёмкой и другие настройки. Отметим, что у режимов «Профи видео» и «Замедление» разные углы обзора камеры — «Профи видео» захватывает больше в кадр, а «Замедление» слегка приближает.
Шаг 2. Выбираем сюжет
Когда вы компонуете кадр, как и с таймлапсом, в центре сюжета должно быть событие. Лучшего всего слоумо подходит для летних сюжетов: водопады, фонтаны, бегущие по воде девушки, развивающиеся волосы — всем этим здорово любоваться в замедленном ритме. Но даже осенью можно найти подходящий и зрелищный сюжет — прыжки по лужам, падающие листья, взмах крыльев птицы и многое другое.
Практика. Снимаем в осеннем лесу
Для того чтобы снять эффектный ролик, мы отправились в лес на поиски луж. Обратите внимание, что закреплять смартфон в держателе имеет смысл, только когда фон вашего сюжета статичен: движение из автомобиля, натюрморт с чаем и тому подобное. В остальных случаях логично отслеживать движение объекта съёмки, поворачивая смартфон в руках.
Монтаж как вишенка на торте
А теперь, когда мы набрали замедленный и ускоренный видеоматериал, самое время объединить его в один ролик. Как в фотографии серия интереснее одиночной работы, так и в видео история интереснее отдельного сюжета.
Кстати, чтобы снимать timelapse всё-таки лучше использовать специальный режим (в нашем случае «отрезок времени», который есть на борту Honor 9), чтобы потом не заниматься искусственным ускорением неба и подгонкой скорости.
Поэтому в ролик вошли сюжеты, снятые только в режиме «Отрезок времени» и «Замедление».
Конечно, этот небольшой урок не превратит вас в грандмастера «замедленного» или «ускоренного» видео. Однако мы надеемся, что смогли показать: снимать таймлапсы и слоумо не так тяжело, как кажется. Это несложный, но эффектный видеотрюк, которым можно удивлять знакомых и друзей. Снимайте ролики, делитесь ими, совершенствуйте свои навыки видеографа — главное только начать!