Как сделать таяммум по ханафитскому

admin

Ритуальное очищение с помощью пыльной земли (таямум)

tayamym

Раздел десятый

Таямум – это ритуальное очищение, которое подразумевает доведение пыльной земли до лица и рук. Таямум совершается и как малое омовение, и как большое ритуальное омовение всего тела. Прежде чем рассказать о том, как совершают таямум, объясним причину, по которой мусульманин может прибегать к ритуальному очищению землёй, а не водой.

Первая причина – отсутствие воды. Если человек, находящийся в населённом пункте, останется без воды и у него не будет возможности дойти до места, где есть вода, в том случае, если, к примеру, есть опасность для жизни или имущества, то он имеет право вместо обычного омовения совершать таямум. Но какая бы уважительная причина у него не была, человек, находящийся в населённом пункте, обязан возместить намаз, совершённый с таямумом.

Но если человек находится в пути и не проезжает по населённому пункту, то прежде чем совершить таямум, он должен поискать воду поблизости или у попутчиков. Если не найдёт, то обязан поискать воду в радиусе 600–700 метров, если он точно не знает, что в данной местности нет воды.

Если он знает, что в определённом месте, куда бы он пошёл по своим нуждам, есть вода, то он должен пойти туда за водой, если его имуществу ничего не угрожает. То есть, если примерно за пару километров от места привала путника находится заправка или магазин, куда бы он пошёл за продуктами питания или же за бензином, то он обязан пойти туда и за водой для омовения, если его жизни или имуществу что-либо не угрожает. Если вода будет ещё дальше, то он не должен за ней идти. Если есть человек, который продаёт воду за принятую в этой местности цену, то человеку, если у него есть деньги, необходимо купить эту воду для совершения омовения. Если цена за воду выше обычной, даже не на много, то он не обязан покупать воду. Если ему дадут воду бесплатно или ему подадут кувшин, чтобы набрать воду, то он обязан его принять. Но если ему будут давать деньги для того, чтобы он купил воду, то он не обязан принимать эти деньги.

Если всё-таки человек не смог найти воду, то ему разрешается делать таямум. Совершённый с таямумом намаз в таких случаях не нужно возмещать. Если человек потеряет внутри своего транспорта воду, и не найдёт её, то он обязан совершить намаз с таямумом, и после того, как он найдёт её, возместить. Если же он потеряет свой транспорт, среди других, например, забудет, куда поставил его на стоянке, то совершённый им с таямумом намаз не нужно возмещать.

Если человек точно знает, что получит воду к концу времени того или иного намаза, то ему лучше подождать, чтобы совершить намаз с полноценным омовением. Если он не уверен, а предполагает то, что к концу времени намаза он сможет совершить омовение водой, то ему желательно совершить намаз раньше с таямумом.

Если он найдёт малое количество воды, которого в обычной ситуации не хватило бы для омовения, то он обязан использовать эту воду на столько, на сколько ему хватит, а потом совершить таямум.

Вторая причина. Если у человека есть вода, но он знает, что она нужна ему для питья и больше в пути он воды не найдёт, то ему разрешается совершить таямум.

Третья причина – болезнь, которая не позволяет человеку использовать воду. Если он опасается, что из-за использования воды какой-либо его орган может схватить паралич (допустим, из-за аллергической реакции на контакт с водой) или же его болезнь может продлиться, к примеру, если есть опасения, что купание больного гриппом может привести к осложнениям и т. п. Также если есть опасения, что от использования воды может остаться пятно или синяк, шрам и т. п. на видном месте (руки и лицо). Слишком холодная вода тоже может стать причиной болезни (если нет возможности согреть воду). Но намаз, совершённый с таямумом, по причине чрезмерного холода необходимо возместить.

При всех подобных случаях разрешается совершать таямум даже при наличии воды.

Как делать таямум больному человеку?

Если у человек, например, больная рука и попадание воды на неё не желательно, то ему надо учитывать следующее.

Первое – если на больном органе нет повязки или гипса, то он промывает здоровую часть данного органа и другие органы тела, которые он должен помыть, а за больной орган он совершает таямум. Если данный человек обязан искупаться, то таямум делается в любое время, до или после купания, но желательно сделать таямум до купания. А если человек совершает малое омовение, то он обязан совершить таямум тогда, когда моет больной орган. То есть, если у него болит рука, он намеревается совершить омовение и моет лицо, затем здоровую часть больной руки, затем он вытирает лицо и делает таямум, затем моет другую руку, протирает голову, моет ноги. Если болезнь распространена на два органа, то он обязан совершить два таяммума.

Второе – если на больном органе повязка или гипс, то он обязан сделать все, как сказано выше, плюс к тому – протереть влажной рукой повязку или гипс целиком (сделать масх).

Когда омовение такого больного завершено, он может совершить с таким омовением только один фарз и сколько угодно суннатов. Если у него не испортится омовение до совершения второго фарза, то, по наиболее достоверной версии, он должен совершить снова таямум. Возобновлять омовение ему не нужно, как не нужно возобновлять купание тоже. Если у него испортится омовение, то он должен снова совершить омовение, как сказано выше.

Условия таямума

Для того, чтобы приступить к совершению ритуального омовения землёй (таямум), необходимо иметь чистую и пыльную землю. Если даже земля будет лечебной или же будет пыльный песок, то таямум ими разрешён. Не допускается использование полезных ископаемых, таких как соль, мышьяк и т. п. Если земля пропитана мукой, то таямум такой землёй не допускается. Нельзя совершать таямум с использованной землей, т. е. с землёй, которая остаётся на какой-либо части тела (например на лице), и также то, что посыпалось после использования.

Итак, приступаем к таямуму.

– Прежде всего, необходимо взять землю с целью таямума. Если на лицо человека попадёт земля дуновением ветра, и он протрёт этой землёй лицо с намерением таямума, то это не считается.

– С такой целью следует перенести пыльную землю на лицо, имея при этом намерение таямума: «Я намереваюсь сделать таямум для дозволения совершения намаза». Не считается, если намереваться совершить фарз таямума. Такое правильное намерение должно быть связано с переносом пыльных рук до протирания какой-либо части лица. Если сделать намерение сделать дозволенным совершение фарза, то вместе с фарзом разрешаются и желательные (суннат) намазы. Если сделать намерение сделать дозволенным совершение сунат-намаза, то не разрешается совершать фарз, а разрешается только совершение сунната.

– Таким образом, с правильным намерением следует протереть лицо. Нет необходимости доводить пыль до основания волос, даже если волосы редкие. Но не стоит забывать, что пыльными руками следует протереть всё лицо, особенно следует обратить внимание на место перед носом, возле ноздрей.

– Если на руке есть кольцо или браслет, то необходимо снять их, когда бьют во второй раз для протирания рук.

Коротко говоря, таямум совершается так. Человек с намерением таямума ударяет руками соответствующую пыльную землю. Протирает этими руками лицо. Затем он бьёт ещё раз и протирает руки.

Желательные действия таямума:

– произносить «Бисмилях» в начале таямума;

– произносить все молитвы, которые было желательно произносить в начале обычного омовения водой;

– прочитать то же дуа, которое читают после омовения;

– протирать лицо сверху вниз, а руки – сперва правую, затем левую;

– если пыли на руках будет много, то желательно встряхивать руки;

– не вытирать пыль до завершения намаза;

– таямум желательно совершать непрерывно, то есть протирать лицо и сразу же руки;

– держать пальцы раскрытыми, когда ударяют руки о землю;

– снимать кольцо или браслет, когда бьют руки о землю для протирания лица;

– в отличие от обычного омовения, в котором желательно промывать органы по три раза, при таямуме желательно не повторять протирание органов три раза;

– сидеть, повернувшимся в сторону Каабы.

Вопросы, связанные с таямумом

Кто совершит таямум из-за отсутствия воды, а потом найдёт её, то его таямум нарушается, если он не находится в намазе. Если же он находится в намазе, который потом нужно будет возмещать, то намаз такого человека тоже нарушается, как и таямум. Например, если он совершает намаз в населённом пункте из-за отсутствия воды, то его намаз считается, но его нужно возмещать. Если, находясь в таком намазе, к нему придёт человек с водой, с которой можно совершать омовение, то его намаз и таямум нарушаются. Если же он находится в намазе, которой он потом не должен будет возместить, например, намаз путника, который не нашёл воду, то его намаз не нарушается, и компенсировать его не нужно. Но такому человеку желательно прервать свой намаз и совершить намаз снова с полноценным омовением.

Одним таямумом совершают только один фарз-намаз и неограниченное количество суннат-намазов, но, тем не менее, с фарзом можно совершить и Джаназа-намаз (заупокойную молитву) тоже.

Если кто-то не найдёт ни воду, ни землю для омовения, то он совершает намаз без ритуального очищения, но потом возмещает его.

Ахмад Магомедов

Преподаватель Дагестанского теологического института им. Саида-афанди

zen

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Ритуальное очищение землей

tayam001Согласно Шариату, таяммум – это один из видов ритуального очищения, который осуществляется путем протирания лица и рук землей с определенным намерением, соблюдая определенные условия. Это является снисходительностью (льготой) по отношению к тем, кто по каким-либо уважительным по Шариату причинам не может использовать воду для ритуального очищения. Этот вид очищения был дан исключительно общине Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

Аллах Всевышний сказал в Коране:

«Выполняйте таяммум чистой землей» («Аль-Маидат», аят 6).

При отсутствии воды или если ее использование вредит здоровью человека, вместо частичного или полного омовения, делается таяммум.

Об этом сказано в Священном Коране:

Смысл: «Если вы не нашли воды, после того, как вы ее искали, то выполняйте таяммум чистой землей. Протрите ею свои лица и руки» («Аль-Маидат», аят 6).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Дозволено нам молиться на чистой земле, и дозволено использовать ее для ритуального очищения – таяммум».

Виды таяммума

Таяммум бывает следующих видов:

1. Дозволенный, но не обязательный. Если у человека нет воды, кроме той, которая продается дороже, чем обычно, ему дозволено не покупать ее, даже если он имеет такую возможность, а совершить таяммум.

2. Обязательный. Таяммум обязателен в случае отсутствия воды или в том случае, если при использовании воды будет нанесен явный вред организму, то есть если человек может заболеть или болезнь может продлиться.

Отсутствие воды означает, во-первых, ее недоступность по причине каких-либо препятствий, например, из-за хищных зверей или врага. Или же вода есть, но ее хватает только для питья, в этом случае можно делать таяммум.

Во-вторых, явное отсутствие воды, когда человек не находит ее в близлежащей местности радиусом около 150 метров. В этом случае с него снимается обязанность поиска воды, если он убежден, что ее нет. Если же он предполагает, что у его спутников есть вода, то он должен попросить ее у них или даже купить, если имеет возможность. Если у них воды нет, то он осматривает территорию вокруг в радиусе 150 метров. Если он уверен в наличии воды на расстоянии не больше 6000 шагов, то он обязан искать ее, а если ему не удалось достать воду, то только после этого разрешается таяммум.

Условия, необходимые для выполнения таяммума:

1. Наступление времени намаза.

2. Определение Киблы до начала совершения таяммума.

3. Использование чистой земли, содержащей пыль.

Нельзя совершать таяммум землей, в которой содержатся нечистоты (например, в нее попала моча); использованной землей, то есть той, которой уже был совершен таяммум; смешанной с такими веществами, как, например, мука и т.п.

Порядок выполнения таяммума

Выполняющий таяммум должен быть уверен, что земля содержит пыль и не использована ранее для совершения таяммума (рис.1).

1. Обязательно ударить ладонями по земле и сделать намерение: «Я намереваюсь совершить таяммум, чтобы иметь право выполнить обязательный намаз». Намерение возникает в момент прикосновения рук к земле и продолжается до прикосновения к лицу (рис. 2).

tayamum04 clip image001 0002

2. Протереть пылью, оставшейся на ладонях от земли, все лицо (рис. 3).

3. Еще раз ударить ладонями по земле и протереть ими обе руки (ту часть, которая омывается при частичном омовении).

Рекомендуется сначала протирать правую руку, а затем левую (рис. 4).

tayamum03 clip image001

tayamum02 clip image001 0000

tayamum01 clip image001 0001

Обязательные действия таяммума

1. Перенесение земляной пыли на протираемую часть тела.

2. Намерение (например, совершение таяммума для того, чтобы иметь право выполнять обязательный намаз, или иметь право для совершения хождения вокруг Каабы (таваф), или иметь право прикасаться к Корану). Намерение необходимо сделать в момент прикосновения рук к земле, и оно должно сохраниться до прикосновения к любой части лица.

3. Протирание лица: если у человека есть борода, она протирается поверхностно.

4. Протирание рук до локтей включительно.

5. Соблюдение данной последовательности. Если руки были протерты до того, как было протерто лицо, то такой таяммум считается недействительным.

Желательные действия таяммума

1. Произнести «Исти‘азу» и «Басмалу».

2. Растопырить пальцы перед каждым ударом.

3. Вначале протереть правую руку, затем левую.

4. Не делать длительных перерывов между протиранием частей тела, как это определено в параграфе о частичном омовении.

5. Совершить намаз сразу после выполнения таяммума. Однако это условие становится обязательным для тех, у кого постоянный хадас. Потому что при постоянном хадасе намаз необходимо выполнять сразу после совершения омовения.

6. При первом ударе желательно (сунна) снять кольцо с пальца и обязательно снять его при втором ударе, для того чтобы палец не был изолирован от земляной пыли.

Обстоятельства, нарушающие таяммум

1. Таяммум нарушает все, что нарушает частичное омовение тела (вузуъ).

2. Обнаружение воды во время намаза.

Если человек сделал таяммум, не найдя воду там, где ее обычно бывает много, и затем во время совершения намаза увидел воду, то его таяммум нарушается. Если в этом месте появление воды редкость, то он продолжает намаз. Но лучше в этом случае совершить омовение, а затем выполнить намаз.

3. Вероотступничество.

Кто сделал таяммум, не найдя воду в местности, где ее редко не бывает, то ему необходимо повторить все намазы, выполненные с таяммумом. А если он находился в местности, где вода является редкостью, то он не должен возмещать намазы.

Таяммум необходимо делать перед каждым обязательным намазом, и нельзя, выполнив один раз таяммум, совершать более одного обязательного намаза. Однако с одним таяммумом дополнительных намазов (навафиль) можно совершать сколько угодно.

Передано от Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах!) следующее: «Таяммум совершается для каждого обязательного намаза, даже если не было хадаса (обстоятельств, нарушающих омовение)».

При отсутствии воды и земли или возможности соблюдать другие условия намаза, обязательный намаз совершается в знак уважения ко времени намаза даже без омовения (или без соблюдения других условий). Но потом, когда найдется вода (но не земля) или представится возможность исполнить другие условия, этот намаз выполняется в качестве долга.

Из книги «Намаз — опора религии»

zen

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Таяммум (сухое омовение) – по мазхабу имама Абу Ханифы

tayamum

Слово «таяммум» в лексическом значении на арабском языке означает «стремление», а в терминологии Шариата – это протирание лица и рук чистой землёй для очищения. Доказательством тому, что таяммум является очищением, служат слова Пророка (мир ему и благословение), обращённые к Абу Зарру: «Чистая земля очищает мусульманина, даже если он десять лет не найдёт воду, а когда найдет её, очищается водой».

Время совершения таяммума

Таяммум можно совершить до наступления времени намаза, что даёт возможность совершать одним таяммумом все дневные фарзы и суннаты.

Таяммум можно делать тем, у кого нет омовения малого и большого, но женщинам – только после завершения месячных и послеродовых выделений. Он дозволяется только в том случае, если не удаётся найти достаточное количество воды для омовения, или же вода имеется, но есть причины, позволяющие не использовать воду и эти причины следующие:

1. Если вода находится на расстоянии 1866,24 метров.

2. Вода есть, но существующая болезнь не позволяет использовать её, так как, если человек будет совершать омовение водой, то болезнь может усилиться.

3. Холод, который при совершении большого или малого омовения может стать причиной сильного обморожения, способного привести к потере органа – при условии, что нет того, чем можно согреть воду.

4. Враги или хищные животные, находящиеся между ним и водой.

5. Боязнь жажды у себя или у спутника, или животного, или собаки, охраняющей стадо.

6. Есть колодец с водой, но нет ведра или верёвки.

7. Если вода нужна для приготовления теста, но не для приготовления супа.

Способ совершения таяммума

Ладони обеих рук прикладывают к земле и двигают ими взад-вперёд. Затем, отряхнув руки друг об друга, проводят ими по лицу. Далее, как и в первый раз, касаются руками земли. Четырьмя пальцами левой руки проводят по тыльной стороне правой руки, начиная от кончиков пальцев и до локтя включительно. Потом всей ладонью левой руки проводят по внутренней стороне правой руки таким образом, чтобы большой палец левой руки касался большого пальца правой руки внутренней стороной, но не касаясь ладонями. Аналогичное действие повторяется и правой рукой. При таяммуме необходимо довести землю до всех мест на лице и руках. Если на пальце есть кольцо, то нужно его покрутить или снять на время совершения таяммума. Протирание необходимо совершать всей рукой.

Недостаточно совершать протирание тремя пальцами и меньше. Таяммум совершается касанием земли ладонями, желательно в одно и то же место.

Нужно удалить с кожи то, что препятствует протиранию (смола, воск, жир, масло и т.д.).

Таяммум можно делать тем, что подобно по виду земле, например: это не только сама земля, но и песок, камень, известь, горная соль.

Запрещено делать таяммум на земле, на которой был наджас (нечистоты), но со временем исчез его след.

Намерение при совершении таяммума

При совершении таяммума намерение является обязательным, а при совершении омовения – желательным.

Если муслим совершил таяммум с намерением читать Коран или войти в мечеть, или для посещения могил или для азана – то ему не разрешается с этим таяммумом совершать намаз. Намерение совершают с целью очиститься от наджаса, для дозволения намаза и других дел, которые не дозволяются при нарушенном омовении. Чтобы намерение было действительным – должно быть соблюдено три условия:

1. быть мусульманином,

2. быть мумаййизом, то есть уметь отличить хорошее от плохого.

3. уметь совершать намерение.

Существуют три формы совершения намерения таяммума для того, чтобы с ним можно было совершать намаз:

1. Я намереваюсь очиститься.

2. Я намереваюсь совершить таяммум для дозволения совершить намаз.

1. Я намереваюсь совершить таяммум для поклонения, которое нельзя делать при нарушенном омовении.

Таяммум имеет два рукну:

2. протирание рук, включая локти.

Желательные действия при совершении таяммума:

1. Начать с чтения «Басмаллы».

2. Соблюдать порядок (очерёдность).

3. Совершать вышеперечисленные правила друг за другом, беспрерывно.

4. Протирать правой рукой раньше, чем левой.

5. Проводить приложенными к земле руками взад-вперёд, раздвинув пальцы, чтобы земля попала и между ними.

6. Стряхнуть лишнюю землю с ладоней.

7. Отложить таяммум до конца времени намаза, если есть шанс или надежда достать воду к концу времени намаза.

8. Начать совершать таяммум с верхней части лица, повернувшись в сторону Киблы.

Нарушения таямума:

1. Таяммум нарушает всё то же, что нарушает и омовение.

2. Если больше нет причины, по которой совершается таяммум.

3. Если находящийся в таяммуме или в намазе, увидел воду, которую может использовать.

Решения вопросов связанных с таяммумом

Разрешается совершить таяммум здоровому человеку в городе, когда принесли джаназа и он не является опекуном, и у него есть опасения, что если он совершит омовение водой, то упустит намаз-джаназа. Он делает таяммум и совершает джаназа-намаз. А также тому, кто боится, что если он будет делать омовение водой, то пропустит праздничный намаз полностью. Но если он успевает на часть праздничного намаза, то ему не разрешается делать таяммум. Но не разрешается совершать таяммум из-за боязни пропустить пятничный или обязательные намазы, потому что они имеют замену. К примеру, если муслим пропустил пятничный намаз – то он совершает обеденный; а если обязательный – то он совершает пропущенный.

Не вменяется в обязанность человеку, совершающему таяммум, искать воду, когда не преобладает над его мнением уверенность, что вблизи может быть вода. Но если он думает, что поблизости может быть вода – то ему не разрешается приступать к совершению таяммума, пока он не станет искать её на расстоянии приблизительно 200 метров. И если при этом он сделает таяммум без предварительного поиска воды, и совершит намаз – то ему необходимо возобновить намаз, даже если после совершения намаза он искал воду, но не нашёл её.

Если у его попутчика есть вода, то до совершения таяммума он должен попросить её у него. И если он откажет или же захочет продать за слишком высокую цену, даже при наличии у него денег, или же за обычную цену, но у него нет денег – то он может совершить таяммум.

Если человек проснулся осквернённым и ему нужно полностью искупаться, но у него есть вода, достаточная только для совершения малого омовения, но не для купания – то ему не обязательно совершать малое омовение этой водой, а можно просто совершить таяммум. Но если после этого у него нарушится малое омовение, то ему необходимо совершить имеющейся у него водой малое омовение водой и таяммум от полного купания.

Если большинство органов малого омовения, нуждающегося в совершении малого омовения или большая часть органов тела, нуждающегося в совершении полного омовения, будут иметь раны – то им можно сделать таяммум. Но если в обоих случаях раненных органов будет меньше – то они должны купаться или же сделать омовение водой. И нельзя объединять между омовением и таяммумом.

Если причина, по которой пришлось совершить таяммум – это люди, к примеру, муслим попал в плен к врагам и они не дают ему сделать омовение водой, или же если его посадили в тюрьму, или же ему сказали: «Если ты сделаешь омовение, то я тебя убью!» – то намазы, совершённые с таяммумом, необходимо восстановить после ухода препятствия. У кого отрезаны руки и ноги, и на лице есть раны – тот совершает намаз без омовения водой и без таяммума – и не возобновляет их.

Использованная литература: (Маракиль Фалах) Хасан Сын Аммара, (Джавхару Найра Шарх Мухтасар Кудури) Имама Абибакра сына Али, (Дурарул Хукам) Мавлана Кази Мухаммад сын Фирамуза.

Источник