Как сделать татарский курай
«Душа татарского народа». Почему курай до сих пор не считается национальным музыкальным инструментом, объясняет мастер и учитель музыки Рафаэль Гайзетдинов
Несмотря на древнейшее происхождение музыкального инструмента курай и его общее распространение среди 120 народов мира, культура игры на нём в Татарстане активно развивается только в последние 20 лет
Беседовала Дария Ярхамова
Книги и сайты, посвященные национальным музыкальным инструментам, относят курай к татарской культуре. С этим сегодня никто не спорит. Например, мы знаем о башкирском курае, но у татарского — непростая судьба. По словам 67-летнего мастера и учителя игры на нем Рафаэля Гайзетдинова, татарский народ в этой части лишен исторической справедливости. Когда в 60-х годах в Советском Союзе создавался реестр национальных музыкальных инструментов, татарам директивно записали гармошку-тальянку, башкирам — курай, тувинцам — кубыз и так далее. Однако тальянка — это привнесенный инструмент, родина которого в Европе, среди итальянцев и немцев. Татарского же курая до сих пор нет в реестре…
— Почему вы начали заниматься таким музыкальным инструментом?
— Я по образованию «народник» — заканчивал музыкальное училище имени Салиха Сайдашева в Нижнекамске по специальности «народные музыкальные инструменты». Всю жизнь учил детей играть на баяне. Когда переехал в Казань, то на баян начали меньше обращать внимания. Интересы к музыкальным инструментам начали меняться.
Честно говоря, сначала на курай не обращал внимания. Но с переездом у меня уменьшилось число учеников: двое-трое, не больше. А жить на что-то надо. Тогда оплата занятий зависела от количества учащихся.
Директор школы мне предложил начать набирать учеников, желающих играть на курае. Получая музыкальное образование как народники, мы умели играть на всех музыкальных народных инструментах. Так что на курае я так-то уже умел играть. В 55 лет я начал активно играть и изготавливать его. Я тогда преподавал ещё в школе №20. У нее был своеобразный филиал в поселке Мирный.
— Что для вас сейчас значит курай?
— До меня изготовлением курая в городе занимался Ихрат Хисамов — известный композитор, он умер в 2000 году. К сожалению, я с ним не пересекался ни разу. До 55 лет курай для меня ничего не значил. Я знаю, что в него до меня не играли ни в Камских Полянах, ни в Кукморе, ни в Актаныше.
Но, переехав в Казань, я увидел, что здесь есть кураи. Я набрал детей, инструменты купили и начали работать. Но через два года инструменты в магазинах перестали продаваться, они просто кончились. Их никто не изготавливал. Нигде их не было.
Я дома изготовил курай партией 10-12 штук. Качество было не хуже того, что продавалось в магазинах Казани.
— Сегодня для татар курай что-то значит?
— Меня немного смущает тот факт, что он до сих пор не включен в реестр национальных татарских музыкальных инструментов. У него просто нет официального признания. Я задался целью — добиться его включения в реестр. Поднимал эту проблему в издании «Сирази cүз», на передаче «Манзара» телеканала «ТНВ».
Любопытно, но башкирский курай признали национальным достоянием башкир. У меня к башкирам нет претензий. У них очень хороший инструмент с превосходным звучанием. Но и наш, татарский, курай тоже хорош.
Я в своё время вопрос отсутствия татарского курая в реестре ставил перед Казанским институтом культуры и этнографии. Специалисты мне говорили, что невозможно определить происхождение татарского курая, из какого района он вышел. Они утверждают, что, мол, есть арские ичиги, арские тюбетейки. Но с кураями якобы не так.
В 60-е годы Минкульт СССР всем национальным республикам в РСФСР распределил музыкальные инструменты, определив их как национальные. Нам, татарам, тогда досталась тальянка. Ее привычный на сегодня вид сделал мастер Вараксин. Хотя на самом деле это та же самая гармонь. Я не нашел свидетельств или информации, что татары играли в тальянку или делали ее во времена Казанского ханства или Волжской Булгарии. Гармонь на самом деле итальянская, есть и немецкий инструмент. Вараксин приделал гармони татарские элементы, и она стала нашей. Хотя сам мастер — русский.
Башкирам по распределению достался курай, тувинцам — кубыз, марийцам — гусли и так далее. Я не знаю точно, кто сегодня может включать музыкальные инструменты в этот реестр. Вот хожу расспрашиваю специалистов, чиновников. В минкульте Татарстана мне сказали, что не имеют полномочий включить курай в реестр татарских национальных инструментов. Может, это тогда сделает Кабинет министров? Но исторической справедливости хочется добиться. Ведь в курай играли и во времена Волжской Булгарии, и Казанского ханства.
— А есть разница между башкирским и татарским кураем?
— Вы знаете, инструменты, очень похожие на наш курай, признают своими ещё 120 народностей. У кого-то вторая ступень тональности повышенная, у кого-то седьмая ступень пониженная. Вообще, так как курай очень прост в изготовлении, он является одним из древнейших инструментов. Первым был барабан, а вторым — курай.
В башкирском курае пять отверстий. А у татар, если они западнее проживают, — всего два. Это чистая пентатоника. Все национальные татарские песни таким кураем можно сыграть. А если добавить третье отверстие, то появится полный звукоряд. Тогда можно играть не только татарские мелодии, но и русские, а также других народов.
— Если кратко, то это душа татарского народа. Он очень прост в обучении, в изготовлении. Хотя так, наверное, только мастеру кажется. Но на самом деле начинать изготавливать инструмент непросто. Мне никто не показывал, как это делать, хотя была литература по изготовлению. Я же отталкивался от инструкций Хисамова.
Курая может хватить на две-три песни. Потом он начинает копить в себе влагу, искажать ноты. Невозможно делать одинаковые тональности по одной и той же длине курая. Внутренний диаметр у тростников все же различается.
— А можно сделать более долгосрочный курай?
— Я могу сделать деревянный курай. Его делают из шпона. То есть берем кору дерева, сворачиваем в трубочку, внутрь вставляется специальный стержень, чтобы он держал форму. Стержень немного держится в деревянном курае, пока высыхает клей. Затем он вынимается, само дерево обрабатывается специальным веществом, чтобы инструмент не прогнил, не увлажнился или ещё как-то не испортился. Сегодня «долгосрочный» курай я изготавливаю из сплава пищевого алюминия, что позволяет избежать вышеназванных недостатков.
— А можно сегодня делать курай на продажу?
—Инструмент в основном покупают музыкальные школы для обучения детей. В Казани сегодня курай преподают в семи школах. Так что спрос есть. Самое главное, чтобы был очень хороший и чистый звук, тембр. Раньше вообще играли на деревянных кураях.
Наиболее распространено обучение кураю в Нижнекамске. Там в 2010 году организовали ансамбль из 750 кураистов-детей. Все инструменты для них сделал я.
У нас самые популярные кураи — ре-мажор и до-мажор. Все дети Татарстана играют на ре-мажоре с семью отверстиями. А двухотверстный — это нугай-курай. Он очень древний. Его ещё называли «тел курае», с татарского переводится как «язык курая».
Вообще говоря, культура игры в Татарстане очень молода, наверно, последние 20 лет, но не более.
— Современные татарские музыканты играют на курае?
— Да, есть такие. В нашей школе, например, профессиональный духовик Ахмат Хисамов. Он как специалист играет на кларнете и на саксофоне, но детей обучает игре на курае. У нас ещё есть Фарида Калимуллина, профессиональная флейтистка. Баянист Ринат Валеев так же хорошо играет.
— По сколько времени надо играть на курае, чтобы научиться и не забывать навыки?
— Я призываю детей играть ежедневно хотя бы по 20-25 минут. Если один день пропускаешь, то отбрасываешься на неделю назад. Курай очень хорош как дыхательно-оздоровительный инструмент, полезен для лёгких. У меня в классе учатся 26 детей, среди них есть 1-е, 2-е, 3-е и 4-е классы.
Новое в блогах
Курай- божественный инструмент
Классический курай изготавливается из стебля зонтичного растения Pleurospermum uralense (Реброплодник уральский), имеет 4 игровых отверстия на лицевой стороне и одно на тыльной. Известны изготовления курая из различных металлов.
В старину считалось престижным иметь курай, изготовленный из серебра или меди. В настоящее время широкое распространение получил деревянный курай, для изготовления которого используется шпон.
Средняя длина курая составляет 57-81 см.
Звукоряд курая образуется из сцепления двух мажорных пентатоник от основного тона на расстоянии кварты.
Диапазон курая — около трех октав.
Классический курай
Классический курай — открытая продольная флейта. Длина обычно составляет около 570—810 мм — в основе лежат естественные меры длины, 8-10 ладоней или больше, ширина каждой ладони при обхвате равна 4 пальцам. Диаметр инструмента составляет обычно около 20 мм. В курае 5 отверстий диаметром 5-15 мм. 4 отверстия находятся на лицевой, 1 — на тыльной стороне. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 4-5 пальцев от нижнего края. Остальные три отверстия располагаются последовательно выше первого через 2-2,5 пальца. Пятое отверстие находится выше четвёртого с другой стороны.
Копшэ курай
Копшэ курай — открытая продольная флейта. В отличие от классического курая, имеет два отверстия. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 6 пальцев от нижнего края. Второе — на 5 пальцев выше.
Агач курай
Агач курай (деревянный курай) — свистковая продольная флейта. Изготавливается из ветвей орешника, клёна, калины. Длина инструмента 250—300 мм. Число игровых отверстий — от четырёх до шести.
Медный курай
Медный курай — щелевая свистковая флейта. Изготавливается из латунной трубочки диаметром 20-23 мм. Длина инструмента 260—265 мм. Имеет семь игровых отверстий. Иногда вместо латуни используют другие металлы — серебро, алюминий.
Казан курай
Казан курай (казанский курай) — свистковая продольная флейта. Изготавливается из конусообразных металлических трубок. Длина инструмента — 580—800 мм. Диаметр у верха инструмента — 20-30 мм, у основания — 10-15 мм. Число игровых отверстий — два, пять, шесть, семь.
Ногайский курай
Ногайский курай — свистковая продольная флейта. Длина инструмента 690—775 мм. Число игровых отверстий — два. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 5 пальцев от нижнего края. Второе — на 4 пальца выше кромки первого отверстия. Считается женским музыкальным инструментом.
Курай из соломки
Курай из соломки — аэрофон подгруппы язычковых. Для изготовления использовались стебли соломы злаков. Материал предопределял размеры инструмента. Длина инструмента составляла 120—180 мм. Диаметр — 3-3,5 мм. Язычок-пищик имел длину 20-25 мм, ширину 2,5-3 мм. Его вырезали на расстоянии 8-10 мм от закрытой части стебля. Также делалось несколько игровых отверстий.
«Музыка, рождённая ветром. Орган и курай»
Курай
традиционный татарский духовой музыкальный инструмент типа открытой продольной флейты
Содержание
Название произошло от «кура копшэ» – полый стебель зонтичных растений. Существует целый ряд разновидностей курая (агач курай – деревянный курай, камыл курай – курай из соломки, җиз курай – медный курай и т. д.). Они отличаются особенностями конструкции и изготавливаются из различных материалов: стеблей зонтичных растений, кости, рога, металла.
Копшэ курай
Открытая флейта из полого стебля, широко бытовавший в прошлом, в настоящее время на территории Татарстана встречается редко. Представляет собой перпендикулярно срезанный с обоих концов полый стебель. В нижней части ствола расположены 2 пальцевых отверстия, расстояние между которыми определяется прикладыванием пальцев: первое – с отступом по ширине шести пальцев от нижнего края ствола, второе – пяти пальцев от верхней кромки первого пальцевого отверстия. Диаметр инструмента зависит от толщины выбранного стебля. Исполнительство на копшэ курае требует от музыканта определенных навыков. Паллас отмечал: «Чрезвычайное упражнение требуется к тому, чтобы заиграть в такую дудку: если же играет на ней хороший игрок, то голосом походит на малый флейтравес». По принципу звукоизвлечения копшэ курай имеет сходство с духовыми инструментами ряда тюркских народов. На нем можно извлекать все звуки диатонического звукоряда и разнообразных тембров в определенной тональности в зависимости от мензуры инструмента. Диапазон доходит до трех октав. Выразительность достигается применением мелизматики. На копшэ курае можно извлекать различные штрихи: legato, non legato, staccato.
Нугай курай (ногайский курай)
Продольная флейта со свистковым окошком, двумя игровыми отверстиями. Женский музыкальный инструмент. Процесс изготовления включает несколько операций, осуществление которых требует знаний, опыта, эстетического вкуса. Особое значение придается подбору материала. Качественным считается полый стебель, произрастающий в степных районах на возвышенностях, в гористой местности. Длина инструмента – приблизительно 690–775 мм, расстояние между игровыми отверстиями – по ширине пальцев (первое – с отступом по ширине пяти пальцев от края основания стебля, второе – по ширине четырех пальцев от верхней кромки первого отверстия). На нугай курае извлекаются до пяти натуральных звуков. Диапазон – 2,5 октавы, тембр прозрачный, звук резковатый, динамические возможности – от р до П. Физические характеристики этого инструмента позволяют исполнять многие разнохарактерные татарские народные песни и танцы, мелодические и ладовые особенности которых органически связаны со свойствами нугай курая.
Агач курай
Медный (җиз) курай
Щелевая свистковая флейта изготавливается из латунной цилиндрической трубочки. Длина 260–265 мм, диаметр 20–23 мм. Имеет свистковое устройство. Как правило, это инструмент с семью игровыми отверстиями: шесть – на лицевой, одно – на тыльной стороне. Звуки извлекаются чисто и устойчиво от незначительного вдувания воздуха. Тембр светлый, диапазон 2,5 октавы, звукоряд диатонический.
Казан курай (казанский курай)
Свистковая продольная флейта. Под этим термином подразумеваются инструменты, изготовленные из конусообразных металлических трубок с двумя, пятью, шестью и семью игровыми отверстиями. Длина, форма и толщина трубки существенно влияют на звукоакустические свойства инструмента. Длина казан курая – в пределах 580–800 мм, диаметр трубочки у верха – 20–30 мм, у основания – 10–15 мм. В такой мензуре свойства инструмента приближаются к естественным звуковым параметрам копшэ курая. В основе принципа разделения звукоряда казан курая лежат различные тембральные качества обертоновых звуков. Звуки первого обертонового регистра обладают суровой драматической окраской. Основной регистр дает возможность исполнения как виртуозных, так и широких по распеву мелодий. В верхних регистрах тембральная окраска инструмента просветляется. Звукоряд казан курая диатонический. Он доходит до трех октав. Динамические возможности рр – f. В настоящее время казан курай изготавливается из современных материалов, обладающих высокими акустическими качествами, которые позволяют мастерам создавать инструменты с хорошо темперированным строем. Особенно широко применяются инструменты из дюралюминия, текстолита, карболита цилиндрической формы с диатоническим звукорядом и семью игровыми отверстиями.
Камыл курай (курай из соломки)
Аэрофон с одним бьющимся язычком. Изготавливается из стеблей соломы ржи, пшеницы или ячменя диаметром 3–3,5 мм, длиной 120–180 мм, закрытых с одного конца естественной суставной перегородкой. На расстоянии 8–10 мм от конца закрытой части ствола вырезается язычок-пищик длиной 20–25 мм, шириной 2,5–3 мм. Мензура инструмента определяется традиционно. Верхняя граница первого игрового отверстия отмечается с отступом от открытого конца стебля на ширину большого пальца. Расстояние между другими отверстиями определяется отступая от места отметки границы предыдущего отверстия следующими пальцами. Динамические возможности и интонационная устойчивость звука находятся в прямой зависимости от силы вдувания воздушной струи. Сила звука колеблется от р до f. Тембр мягкий, бархатный; диапазон – секста-октава; лад пентатонический. Мастера изготавливают инструменты и с диатоническим звукорядом. Технические возможности камыл курая позволяют играть на нем и подвижные, и протяжные мелодии небольшого диапазона. Медленные напевы богато орнаментируются. В мелодиях, исполняемых на таком курае, почти отсутствуют скачкообразные ходы. Инструмент пользовался особой популярностью среди молодежи во время полевых уборочных работ, среди пастухов. В настоящее время камыл курай практически вышел из употребления.
Литература
Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. Санкт-Петербург, 1809. Часть 1.
Махмудов М. Практическое руководство к изучению татарского языка. Казань, 1858.
Нигмедзянов М.Н. Народная музыка // Татары Среднего Поволжья и Приуралья. Москва, 1967.
Нигмедзянов М.Н. Татарские музыкальные инструменты // Музыкальная фольклористика. Москва, 1978. Выпуск 2.
Халитов Р.Ф. К изучению татарского народного инструментария: Татарские народные духовые инструменты // Актуальные вопросы татарской музыки. Казань, 1980.
Халитов Р.Ф. Татарские народные музыкальные духовые инструменты: Описание и методика изготовления. Казань, 1992.
Яковлев В.И. Традиционные музыкальные инструменты народов Среднего Поволжья. Казань, 1991.
Габәши С. Татарстанда курайчылар һәм гармунчылар // Атака. 1932. № 1.
Культура Татарстана «Курай — национальный инструмент татарского народа»
Просмотр содержимого документа
«Культура Татарстана «Курай — национальный инструмент татарского народа»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
БАЛТАСИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Разработка мероприятия на тему:
Культура Татарстана «Курай — национальный инструмент татарского народа»
Выполнил: Фасхутдинов И.З.
преподаватель народного отделения
Культура Татарстана «Курай — национальный инструмент татарского народа»
1. Познакомить с видами курая –татарского национального инструмента;
2. Рассказать о выдающихся кураистах;
3. Воспитывать гордость за свой народ и любовь к родному краю.
Оборудование. Аудиозаписи с мелодиями курая, курай – музыкальный инструмент, нотная литература.
I. Организационный момент.
II. Введение в тему урока.
Нуриев Фидарис «Башкирский народный танец»
1. Игра “Буквы рассыпались”.
На доске буквы К Р А Й У. Составить всевозможные слова с этими буквами
Учитель. Какое слово самое короткое?
Учитель. Какое слово самое длинное?
Учитель. Сегодня мы с вами на уроке будем говорить о курае, о его видах, послушаем мелодию курая.
Учитель. Ребята, что вы знаете о курае?
III. Продолжение работы над новым материалом.
1. Рассказ учителя о курае.
Учитель. На курае исполняют плясовые наигрыши, марши, народные протяжные мелодии.
2. Прослушивание отрывков мелодий курая.
Учитель. Какие чувства вызвала мелодия курая?
3. Рассказ учителя о курае.
С собой в походы татары брали медный курай (на доску вывешивается карточка – медный).
Учитель. Почему в походы брали именно медный курай?
Дети. Потому что медный курай был прочным.
Учитель. В народных преданиях говорится о медном курае Салавата Юлаева. С конца 70-х гг. 20 века мастер В. Ш. Шугаюпов изготавливает курай из деревянного шпона. (На доске карточка – из деревянного шпона)
7. Чтение стихотворения о курае.
Звуки гаммы раздаются, и друг другу не мешая,
Дети в классе собрались, здесь идёт урок курая.
Объясняют им заданье, чтобы каждый сделать мог.
Ведь учитель спросит строго, кто не выучит урок.
Научиться на курае песни разные играть,
Нужно очень заниматься, надо детям много знать.
Надо знать, как пишут ноты, чтобы звуки извлекать.
Как на нём расставить пальцы и как правильно дышать.
Ведь мелодия курая близкозвучна речи той,
Потому, что появился, он в Татарии родной.
Горе, радость и печаль всё с народом разделил.
Доблесть воинскую, славу он на веки сохранил.
Звуки гаммы раздаются и слова татарских песен.
Этот древний инструмент для ребят стал интересен.
Ведь любовь к татарской песне сохранится навсегда!
Гибадуллин Аяз т.н.п. «Су буйлап»
Камалиев Ильназ т.н.п. «Эрбет»
Гибадуллин Ильяс т.н.п. «Тан атканда»
Читают выразительно несколько учащихся под мелодию курая.
IV. Подведение итогов.
Учитель. Что нового узнали на уроке?
Дети. Мы узнали о разновидностях курая.
Учитель. Назовите эти разновидности.
Дети. Сор – курай, курай из тростника, медный курай, из деревянного шпона.