Как сделать татарский калфак
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Ссылки
—Фотоальбом
Гжель
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Сообщества
Ой красота! Татарские народные головные уборы.
В традиционном татарском костюме головные уборы по праву занимают особое место. Об их великом разнообразии и большом декоративном значении говорил этнограф Н. И. Воробьёв, профессор, автор изданного в 1953 г. фундаментального труда «Казанские татары».
В группе женских головных уборов мы выделим богато украшенный праздничный калфак, имеющий несколько вариантов и разнообразный по материалу изготовления и способу декорирования.
Этот девичий головной убор, бытовавший среди татарок в XIX – начале XX вв., по своей форме представлял, как это ни прозаично, простой колпак. Именно так называет его Н. И. Воробьев.
Калфак, вязаный из белых ниток на спицах вкруговую, «чулком», складывался пополам, одна половина вставлялась внутрь другой так, что форма старинного убора напоминала трикотажную спортивную шапочку с треугольным верхом, к вершине которого пришивалась кисть.
Калфак, вязаный из белых ниток и достигавший в длину семидесяти сантиметров, надевали на голову, надвигая на лоб, а конусообразный конец, откидывали назад или слегка набок. В комплекте с таким калфаком носилась налобная повязка укачачак, которая и являлась его основным украшением.
Надо сказать, что уже в первой половине XIX в. традиционный девичий калфак имел варианты фасона и отделки. Например, появились калфачки из трикотажного полотна с поперечными цветными полосками. Головной убор молодой девушки из семьи состоятельных горожан богато украшен: вся его поверхность покрыта вышивкой, а в свисающей на лоб золотой бахроме видны также нитки жемчуга.
В уборе городских красавиц укачачак, которую прежде повязывали сверху, пришита и украшает калфак по периметру. Золотой и серебряной бахромой часто бывает обшита не только налобная, но и ниспадающая назад часть убора; покачивающаяся масса сверкающей металлической бахромы, местами унизанной бусинами и жемчугом, создает при движении шумящий эффект, вторя легкому позвякиванию закрывающих волосы накосников-чулп, длинных серег, воротниковых застежек с подвесками.
Двухцветные калфачки также шились из полосок бархата, в их украшении дошла до наших дней редкая «ушковая» техника тканевой аппликации. Особым образом сложенные крошечные кусочки цветного шелка напоминают треугольные «ушки», – ими выкладываются пышные многолепестковые цветы и бутоны, с сердцевинками из блесток и жемчуга на золоченых и жемчужных стеблях.
В каждом ярусе массивного калфака расположена оригинальная цветочная композиция, стыки бархатных полос замаскированы цепочками из лиххака – скрученной в пружину металлической нити. Интересно, что прославленный татарский калфак был, по сути, нижним головным убором, то есть не носился автономно, а обязательно дополнялся покрывалом или платком.
В девичьем варианте калфака отчетливо выражена его первоначальная функция волосника. В костюме замужней женщины головной убор должен был закрывать не только волосы, но также шею, плечи и спину.
Традиционный калфачок видоизменялся, во второй половине XIX в. его стали шить преимущественно из однотонного бархата, а налобная повязка трансформировалась в расшитый околыш на жесткой основе (тонкий картон; бумага, простеганная с тканью).
Миниатюрные калфаки-наколки – особая разновидность старинного убора, вошедшая в моду в начале XX в. в сочетании с фабричным платком; среди казанских татарок они были распространены повсеместно.
Промысел, организованный предпринимателями-татарами во второй половине XIX в. в Казани, обеспечил быстрое и широкое распространение бархатных калфаков в разных регионах с компактным проживанием татар. О хорошо воспринятых модных тенденциях можно судить по фотографиям того времени, на которых небольшой бархатный калфачок неизменно увенчивает прическу горожанки. В Казани было несколько крупных золотошвейных артелей, в том числе производивших женские калфаки для «ичижно-каляпушного промысла».
В узорных композициях околышей и верха закрепились, стали традицией многие декоративные мотивы и схемы. Излюбленные букеты и отдельные цветочные мотивы сочетаются с полумесяцем и звездами, формируют цветущие кусты с изображениями животных, бабочек и птиц. Особенно популярным был мотив «золотое перо» с плавно изогнутой и вбирающей все разнообразие мотивов ветвью, которая украшала верхнюю поверхность больших калфаков из бархата. Этот мотив имел обычно глубокий темный тон – красный, синий, фиолетовый, зеленый.
Обращаясь к старинным образцам, мастерицы создавали в традиционных композициях новые акценты, умело используя нити серебряные и золотые, плоские и фактурные, а также блестки разной формы. В орнаментации околышей, восходящей к древней традиции украшения налобной части женского головного убора, еще прослеживаются компоненты, связанные с прежней охранительной функцией. Таковы узкие околыши, заполненные спиралями, побегами, листьями и завитками.
В высоких налобниках поздних калфачков-наколок узор укрупняется, самостоятельную ценность приобретает повторенный трижды сложный мотив или отдельная композиция. Шитые золотом казанские калфачки ныне украшают коллекции многих музеев России.
А это сайты по теме может кому-то пригодится:
А теперь невероятно красивые богатые старинные и стилизованные под старину татарские национальные костюмы, женские калфаки и мужские тюбетейки. Всё так ярко, бархатно, шелково, расшито и вышито. Полюбуемся =))
Рубрики: | Вокруг Света ШИТЬЕ |
Метки: россия костюм головной убор вышивка словарь народное
Процитировано 50 раз
Понравилось: 12 пользователям
Зачем мусульмане носят тюбетейки и как их делают? Мастер-класс
Тюбетейка встречается в национальных костюмах многих народов, но называют ее по-разному. Мы приняли участие в изготовлении татарской тюбетейки, но не традиционной, а современной. Мастер-класс показала дизайнер этнических аксессуаров Светлана Габбасова. Наша героиня старается всячески популяризировать татарское национальное искусство и в своих изделиях: на галстуки, броши, шапочки и одежду она обязательно наносит традиционный татарский орнамент или триколор.
Несколько веков назад головной убор указывал на статус человека, кроме того по нему можно было определить этническую принадлежность владельца. Сегодня мы постараемся сделать своими руками татарскую тюбетейку. Мы в гостях у дизайнера этнических аксессуаров Светланы Габбасовой.
Этническими аксессуарами Светлана занимается три года. Она шьет женскую одежду, мужские галстуки-бабочки, разрабатывает дизайн значков, но большую часть времени мастерит тюбетейки.
В коллекции нашей героини мы обнаружили множество женских татарских шапочек различных размеров и форм.
Светлана показала нам современную версию колфака, которая отличается от традиционного своим миниатюрным размером.
Такой формы калфаки, носили молодые девушки, есть и другие тюбетейки, более мягкие, их носят женщины постарше.
Кроме традиционных, в коллекции дизайнера были яркие калфаки, которые являются частью татарского праздничного костюма, а также множество маленьких интересных тюбетеек.
Свой бренд Светлана назвала «Габбас коллекшн». Девушка уже успела продемонстрировать свою первую коллекцию одежды и аксессуаров на ежегодном Всемирном Форуме татарской молодежи.
Калфак своими руками
Итак, мы приступили к мастер-классу по изготовлению татарской тюбетейки. Чтобы ускорить процесс, наша героиня подготовила выкроенные детали, которые необходимо было сшить между собой.
Мы пришили атлас к фетру и создали основу для нашей будущей тюбетейки.
И все-таки, швы наша героиня предпочла делать не на людях, а на материале и стала дизайнером. Ее хобби стало для нее любимой работой. Тем временем, мы со Светланой подготовили основу для шапочки и приступили к пошиву верхушки. Она также состояла из фетра и атласа.
Когда верхушка тюбетейки была готова, Светлана объединила ее с основой потайным швом. Так как этот шов требовал опытной руки, мне оставалось только наблюдать за работой мастерицы.
Мы приступили к самой приятной части мастер-класса – украшению тюбетейки кружевом и стразами.
Закрепив булавками кружево по центру шапочки, чтобы не съезжало, мы аккуратными стежками пришили его к тюбетейке.
Классические татарские шапочки заказывают прямиком из Казани. Но современным девушкам хочется, чтобы аксессуар был не только этническим, но и модным. Поэтому Светлана запустила свою линию тюбетеек, которая, кстати говоря, достаточно бюджетна.
Мне понравился крупный жемчужный биссер и белые стразы. Ими мы и украсили ажур на тюбетейке По мере того, как мы нашивали на шапочку бусины и стразы, она преображалась и приобретала нарядный вид.
После мероприятия, где впервые были продемонстрированы изделия Габбасовой, сработал эффект сарафанного радио. И ей стали поступать заказы. Позднее появились группы и паблики в социальных сетях, где можно увидеть фото и заказать понравившийся аксессуар.
За приятной беседой с нашей героиней, мы приступили к финальной стадии мастер-класса.
Светлана человек искренне любящий родную культуру. У нее в планах развивать свой бренд и всячески популяризировать татарское этническое искусство. Недавно Габбасова выпустила коллекцию брошек с татарским орнаментом.
Через несколько минут подкладка была пришита и оставалась одна маленькая, но очень важная для дизайнера деталь.
Теперь я смело могу отправляться в Казань и возможно сойду там за свою. Напомню, что мастерить татарскую женскую тюбетейку нас сегодня научила дизайнер этнических аксессуаров Светлана Габбасова. Это была программа Мастер-класс и я ее ведущая Мадина Амагова. До встречи!
Как шьется современная татарская тюбетейка. Рассказывает мастерица Таисия Усманова
KazanFirst продолжает публиковать материалы о людях, которые занимаются национальным ремеслом
Таисия Усманова ( MaçəT ) участвует в выставке международного фестиваля дизайнеров мусульманской одежды Татарстана
Беседовала Дария Ярхамова
В Казани много мастеров по пошиву тюбетеек, но не все хотят или готовы общаться с журналистами. Одни боятся рассказывать о масштабах своего ремесла, другие отказались говорить об относительно небольшом месячном доходе. Третьи посчитали, что не нуждаются в лишней рекламе и упоминании в СМИ. Мол, кому надо, они и так известны.
Однако национальные ремёсла, изготовление национальной одежды, обуви, музыкальных инструментов и кукол, тем более, если все это успешно развивается, является важным критерием для самочувствия народа. Это также придает уверенности его представителям. Поэтому говорить и писать о национальных ремёслах, об идейных мастерах надо, и как можно подробнее.
Таисия Усманова — мастер пошива тюбетеек вручную. По образованию она ветеринар. Что же потянуло ее шить именно татарские тюбетейки? Об этом и самом ремесле Таисия рассказала в интервью KazanFirst.
— Как вам пришла идея изготавливать тюбетейки?
— Я с детства очень любила шить, со швейной машинкой всегда на «ты». В свободное от работы время всегда что-нибудь делала руками, так как это очень хороший отдых и помощь при стрессах.
Мы с мужем после свадьбы переехали в Казань, а до этого оба работали в Москве. Муж работал, я сидела дома, было много свободного времени, чтобы что-то творить. Мы купили швейную машинку, и я шила в своё удовольствие. Муж, заметив мой талант, предложил сшить ему тюбетейку на никах. Он у меня татарин.
— Как долго вы ее шили?
— Эта тюбетейка создавалась целый год! По хорошей традиции тюбетейку жениху шьет невеста или доверенное лицо. Я не знала, как шьется такой головной убор, так как источников в интернете и в книгах нет, ведь производство тюбетеек — это секрет каждого мастера. Поэтому я сама стала разрабатывать способы шитья.
— Какая у вас технология изготовления тюбетеек?
— Тюбетейка состоит из двух основных частей: бортика и верхушки. По форме лекала нарезаем ткани для этих частей, собираем их послойно, простегиваем. Потом делаем вышивку, если это предусмотрено дизайном, пришиваем к заготовке изнаночную ткань. Дальше идет сборка изделия. Верхушка вручную пришивается к бортику, потом тюбетейку выворачиваем на изнаночную сторону, соединяем края изнанки красивым швом-невидимкой, выворачиваем на лицевую сторону, расправляем — готово!
— Все ваши работы — именные. Вы дали какое-нибудь имя вашей первой тюбетейке?
— Мы дали ей имя «Лето», потому что в этом узоре и солнце, и плодородные пшеничные поля, и вода, и ветер.
Как раз во время создания этой тюбетейки родилась идея шить их в качестве ремесла.
Хотелось шить вручную. Конечно, вряд ли бы нашлись желающие ждать тюбетейку год, поэтому для помощи в моем труде мы взяли вышивальную машину.
— У вас есть определенный шаблон тюбетеек?
— Да. Довольно просто сшить тюбетейку с прямыми бортами. Получается такая «таблетка», которая не на каждой голове будет хорошо смотреться. Передо мной стояла задача — сшить такую тюбетейку, чтобы идеально сидела на голове и форма была не прямая, а усечённый конус.
На сегодняшний день у нас есть три типа шаблонов для тюбетеек: усеченный конус, прямая тюбетейка и полупрямая. Какую я буду шить заказчику, зависит от формы его головы и даже от его возраста. Да, у нас есть возможность сшить и молодежную тюбетейку, у неё будет короткий бортик, и тюбетейку для мужчины уважаемого возраста, с более высоким бортиком.
— Тюбетейка на какую форму головы чаще всего покупается?
— Головы у всех в основном двух типов: с плоским затылком и с вытянутым затылком. Не могу сказать, что на какую-то из них спрос больше.
Конус считаю более универсальным вариантом, поэтому именно эту форму делаю для сувенирного магазина «Баракат» при Московской соборной мечети.
— Ваши тюбетейки покупают женщины для своих мужчин?
— К нам обращаются как сами будущие хозяева своих тюбетеек, так и, допустим, невесты, которые хотят подарить своему жениху тюбетейку на Никах.
Самый распространенный размер тюбетейки — 58, если делаю заказ для магазина.
— Как вам больше нравится шить: для магазина или для индивидуального покупателя?
— Я люблю работать с человеком лично: так тюбетейка интереснее получается, более одухотворенной, что ли. Просто хочется убеждаться каждый раз, что изделие попадет в хорошие, заботливые руки.
— Можно ли у вас самим поучаствовать в создании тюбетейки?
— Можно. Мы даем возможность каждому заказчику поучаствовать в создании их тюбетейки, поэтому каждое изделие отличается от другого.
Абсолютно одинаковых нет. Заказчик сам выбирает цвет ткани, материал, цвет бисера, пайеток и даже собственный дизайн может предложить. Наша задача — воплотить эти пожелания в жизнь.
— Как происходит пошив индивидуальной тюбетейки?
— Первым этапом мы обговариваем дизайн головного убора с заказчиком, собираем все пожелания, делаем необходимые замеры. Если на изделии присутствует вышивка, то я рисую дизайн в специальной программе для вышивальной машины, подбираю необходимые цвета ниток, потом переношу вышивку на ткань.
После этого, если предусмотрено дизайном, дополняю вышивку бисером и другими украшениями. На этом машинный этап заканчивается. Вся остальная работа выполняется вручную. Соединение всех деталей, потайные швы — только ручная работа дает гарантию износостойкости изделия и идеальную посадку на голове.
— Какие вы берете материалы?
— Материалы для наших изделий используются качественные и натуральные. Для нас важно, чтобы тюбетейка приносила комфорт голове, не была тяжелой и давящей. Традиционно берем бархат, изнаночную часть и основу тюбетейки делаем только из натуральных материалов: хлопка и льна. Так как объем производства у нас небольшой, то ткани мы закупаем в розницу в специализированных магазинах Казани.
— В каком количестве и по какой цене закупаете ткани?
— Закупаем их в небольших количествах, потому что производство пока ещё носит характер хобби. В основном у нас по два или три метра бархата разных ходовых цветов. Если какого-то цвета нет, то покупаем непосредственно под заказчика. Сейчас метр бархата в розницу стоит минимум 830 рублей, поэтому закупаться в больших количествах выходит дорого.
Бархат покупаем корейского производства, всегда выбираем хорошего качества.
Для изнанки мы закупаем пару рулонов турецкого штапеля из стопроцентного хлопка. На оптовом складе, ещё до роста курса доллара, цена его была 250 рублей за метр.
Наполнитель тюбетейки состоит изо льна и распушенного хлопка, их мы тоже закупаем рулонами, потому что это основа тюбетейки, в каждом изделии она одинаковая. Лён, который в тюбетейке, стоит 100 рублей за метр, распушенный хлопок — 80 рублей за метр.
Фурнитуру закупаю через интернет, иногда часами ищу подходящего продавца с редкими видами бисера, пайеток, ниток и стразов. Хороший бисер найти довольно непросто, особенно редких цветов: под золото и серебро. Я люблю работать с чешским бисером, его цена начинается от 200 рублей за 50 грамм. Так, на некоторые модели тюбетеек требуется до 30 грамм бисера, а это несколько сотен мелких бусинок, которые надо пришить вручную.
Очень важно найти хорошие нитки для вышивки. Я использую в работе немецкие, цена одной катушки 1 000 метров — от 350 рублей. На некоторые модели уходит вся катушка, как, например, в нашей новинке — тюбетейке «Крымская».
— Сколько по времени занимает производство одной тюбетейки?
— В зависимости от сложности изделия на пошив одной тюбетейки требуется от одного до четырех дней. Если тюбетейка простая, без вышивки, для совершения религиозных обязанностей, то шьем такую примерно один день.
— Что отличает ваши тюбетейки от других, изготовленных вручную?
— Тюбетейки каждого производителя по-своему уникальны. Те, кто действительно болеет за свое детище, делают по-настоящему великолепные головные уборы. Мы не считаем их нашими конкурентами, даже сотрудничаем с некоторыми.
Например, иногда совместно с дизайнером Миляушой Мусиной мы создаем образ на Никах. Шьем тюбетейку для жениха, а Миляуша вышивает свой узор, который будет сочетаться с нарядом невесты.
Основное отличие наших тюбетеек от других — это максимум ручной работы, никакого клея и желатина для удержания формы изделия. Если обратить внимание на подавляющее большинство продаваемых в городе тюбетеек, то они достаточно жесткие и не всегда аккуратно пошиты.
Многие производители шьют прямую тюбетейку (таблетку), а для создания конусообразной формы смачивают её в растворе желатина, надевают на болванку нужных формы и размера, высушивают. В итоге получается такая жесткая хрустящая тюбетейка, которая даже сломаться может, если нечаянно её согнуть.
Наши тюбетейки настолько мягкие, что их можно легко вывернуть наизнанку и обратно, форму при этом они не потеряют за счет уникальной стежки аналогом конского волоса.
— Ваш основной способ продажи?
— У нас есть группа «Вконтакте», страница в Facebook и Instagram. Мы принципиально не представлены в местных сувенирных магазинах, потому что предпочитаем индивидуальный подход к заказчику. Когда я как мастер вижу, для кого шью, изделие быстрее обретает душу.
Самое интересное, что каждая тюбетейка ведет себя по-разному при шитье. Если заказчик с интересным характером, то и тюбетейка может капризничать немного. Если человек спокойный, то и тюбетейка шьется даже быстрее.
— Каков ваш средний доход в месяц от бизнеса?
— Наше ремесло пока сложно назвать бизнесом, ведь мастер пока один. Спрос на наши изделия хороший, что очень радует, но возможности всех радовать нашими тюбетейками пока нет. Я мама в декрете, поэтому не успеваю ответить всем желающим.
В мечтах и планах стоит расширение производства: возьму себе в подмастерья человека, который будет так же болеть душой за ремесло, как и я.
Цена наших тюбетеек честная, с минимальной накруткой. Например, стоимость тюбетейки без вышивки — 990 рублей, а её себестоимость — 500 рублей. В месяц я зарабатываю 10 000-15 000 рублей, если это сезон продаж. Зимой, например, тюбетейки почти не продаются, поэтому и заработка нет.
— Какой смысл вы вкладываете в ваши тюбетейки? Сохранение традиций татарского народа, мода, вдохновляетесь фольклором?
— Вообще мы занялись шитьем тюбетеек ради поддержания ремесла. Мы с мужем часто ходим в казанские музеи, на различные выставки, где часто бывают представлены предметы одежды, национального костюма. Именно оттуда я черпаю вдохновение, приступая к созданию новых тюбетеек.
Меня очень впечатлило, что в некоторых экспозициях были представлены тюбетейки возрастом 150-200 лет, при этом они отлично сохранились. Я мечтаю о том, что когда-нибудь, лет так через 100, одна из моих тюбетеек тоже бы оказалась в музее и вдохновила мастерицу будущего.
Поэтому можно сказать, что мы больше за идею, бизнес —это уже второе. Для нас важно развивать и поддерживать данное ремесло, чтобы потом можно было передать наши знания и мастерство будущим поколениям.
— Если вы русская по национальности, то почему вы начали шить тюбетейки?
— В моем свидетельстве о рождении мама записана как русская, а папа — как украинец. Но по национальности я не совсем русская. Мой дедушка по материнской линии — татарин, бабушка — турецких кровей. Поэтому, наверное, я с детства любила восточные наряды и украшения и шитье тюбетеек мне очень нравится.
— Почему вы начали шить именно тюбетейки, а не кокошники?
— Живу-то я в Казани, кокошник тут не очень актуален. Хотя я кокошники в детстве делала, и получалось очень симпатично. Тут территориальная привязка. Казань — это тюбетейка и чак-чак, Тула — это самовар и пряник.
— Изготовление тюбетеек — ваше основное ремесло?
— Я занимаюсь пока только тюбетейками, и достигла в этой области определенного совершенства. Планирую пройти курсы кройки и шитья, заняться пошивом современной адаптации национального костюма.
— Кто вы по образованию?
— По образованию я ветеринарный врач, закончила Оренбургский государственный аграрный университет. После окончания не оказалось возможности устроиться по специальности.
Оренбург — город небольшой, ветеринарных клиник было несколько, но на всех выпускников не хватило. Устроилась в торговлю, проработала в этой сфере несколько лет и поняла в итоге, что это не мое.
Только сейчас я по-настоящему счастлива, потому что занимаюсь тем, что очень нравится и приносит удовольствие от работы. Я очень радуюсь, когда заказчик доволен, ведь каждая тюбетейка заряжена теплом моих рук.
— Почему вы отошли от работы по специальности?
— Каждый человек обычно всю жизнь находится в поиске себя и своего места в мире. От этого зависит его душевное состояние. Можно сказать, что сейчас я нашла это место. Ремесло делает счастливой меня и окружающих людей, которые приобретают мои работы. Мне нравится созидать, видеть результаты своего труда. Поэтому возвращаться в торговлю нет никакого желания.