Как сделать танк в масштабе
Как собрать модель танка. Часть 1
Танки и бронеавтомобили пользуются популярностью в среде моделистов с момента появления этого вида хобби. Первые пластиковые модели бронетехники по¬явились в конце 50-х годов в США, а через короткий промежуток времени их уже вовсю штамповали такие фирмы как Revell. Adams (SNAP). Renwal и Monogramm. Некоторые из самых первых моделей выпускаются до сих пор. причем нередко одна и та же модель продается под логотипами различных фирм.
Танковый моделизм прошел несколько циклов. После первого успеха на рынке модели бронетехники практически исчезли с прилавков магазинов, пока во второй половине 60-х годов не появились новые моде¬ли японского производства. Модели из Японии спровоцировали волну интереса. Сегодняшние моделисты, избалованные подробнейшей деталировкой, вряд ли бы поняли своих коллег по увлечению времен старинных 60-х годов: ну как можно восторгаться резиновыми гусеницами и моторчиком на часовой пружине.
Популярность бронетехники в среде моделистов объяснятся всеобщим интересом к истории второй мировой войны. По¬явление массы печатных изданий военно- исторического характера привело многих читателей к прилавкам модельных магазинов. И свою очередь всплеск интерес к моделям-копиям породил специализированные иллюстративные издания вроде фото¬альбомов, посвященных одному образцу техники.
В общем если вам в голову пришла идея заняться постройкой моделей копий бронетехники. то вы выбрали очень удачный момент. В наличии имеются все необходимые для хобби ингредиенты: модели, книги и чертеж и, краски, кисточки, аэрографы, компрессоры.
Масштабы
Некоторые производители пытались выпускать модели в масштабах 1:48 (железнодорожный масштаб О) и 1:24. однако спроса в то время такие модели не на¬шли. Большинство моделистов стараются выдерживать свои коллекции в одном масштабе, наиболее популярным масштабом является 1:35. Надо сказать, что технология сборки и окраски моделей несильно отличается от масштаба к масштабу.
Один и тот же танк можно приобрести в разных масштабах:
Элементы танка
Первые британские танки, первые в мире танки, разрабатывались под кураторством военно-морского флота, откуда пошла часть сугубо танковой терминологии. Ведущее колесо. Соединено с валом двигателя через трансмиссию, приводит в движение гусеницу. Ведущие колеса каждого борта вращаются независимо друг от друга, за счет чего возможен разворот танка. Большинство современных танков имеет ведущие колеса заднего расположения.
Ленивец. Колесо свободного вращения. Может перемещаться взад-вперед, регулируя натяжение гусеницы.
Опорные катки. Колеса свободного вращения, подвешены к корпусу на упругих элементах. Важнейший элемент ходовой части. Поддерживающие ролики. Поддерживают верхнюю ветвь гусеницы в случае, если ходовая часть спроектирована с опорными катками малого или среднего диаметра.
Буксировочные скобы. Используются для буксировки танка
Дульный тормоз. Уменьшает отдачу орудия при выстреле и направляет в стороны пороховые газы, несколько улучшая видимость наводчику.
Маска орудия. Неподвижно соединенная с орудием массивная броневая деталь. Обычно демонтируется с орудием как одно целое.
Спаренный пулемет. Устанавливается в орудийной маске. Ось канала ствола пулемета параллельна оси канала ствола пушки. Используется для поражения живой силы противника и для уточнения прицеливания орудия при стрельбе трассирующими пулями.
Подъемные крюки. Служат для закрепления тросов при монтаже/демонтаже башни.
Аварийный люк. Может располагаться в днище или бортах корпуса, в задней стенке башни. Служит для аварийной эвакуации экипажа из танка.
Гранатометы. Мортирки с небольшой дальностью стрельбы предназначены для поражения осколочными гранатами пехоты противника на коротких дистанциях.
Начнем сначала
Сборка модели «из коробки». Выбор вашей первой модели
Как же учесть все тонкости, не вскрывая коробки? Проще всего проконсультироваться у продавца специализированного магазина или изучить интересующие вас модели в интернете. Сейчас в интернете много разных обзоров содержимого коробок.
Инструменты и материалы
Для сборки необходимо оборудовать рабочее место. Совсем необязательно по место должно быть стационарным: очень многие превосходные копии рождались на банальных кухонных столах. Действительно необходимы лишь ровная поверх¬ность и достаточное освещение. Как ни странно большую роль в процессе изготовления модели играет цвет и фактура пола.
Существует железный закон: чем мельче деталь, тем скорее она попадет на пол.
Один из законов Мёрфи: Если пол имеет тот же цвет, что и отливка, то вы рискуете потратить массу времени нервов на поиски зловредной финтифлюшки. Точно также трудно искать упавшие со стола или из рук-граблей детали на многоцветном полу.
Для сборки вам понадобятся следующие инструменты:
— шкурка различной зернистости
ряд других инструментов:
— иглы различных диаметров
— зажимы для фиксации склеенных деталей
— маскировочная лента и другие виды масок
Приступим к работе
Величайшей проблема при сборке моделей является вечное стремление деталей, особенно мелких, упасть на пол и потеряться. К сожалению приходится констатировать скорбный факт: на сегодняшний день не существует методов борьбы с подлыми деталями. Даже при аккуратном отделении деталей от литника и внимательной склейке всегда найдется какая-нибудь прыткая деталюшка. Проблему нельзя устранить, но можно минимизировать за счет грамотной организации рабочего места. Старайтесь держать рабочий стол по возможности чистым, а все детали и литники хранить только в коробках, а не раскладывать их по столешнице.
Другой подстерегающей моделиста опасностью являются разливы клея. Хорошо если клей пролился на стол или на пол (тут с вами вряд ли согласится ваша жена), а если на полусобранную модель?
Избежать пролития клея можно, если воспользоваться расфасованной в тюбики продукцией фирм Revell или установив пузырек с жидким клеем в высверленное в деревянном бруске под диаметр пузырька гнездо.
После проведения необходимых работ на рабочем столе в соответствие с требованиями научной организации труда можно открывать коробку с моделью. Отделять детали от литников и проводить сборку следует строго по инструкции, вложенной в коробку с моделью. Прежде чем приступить к сборке внимательно изучите инструкцию. Особое внимание обратите на ключевые моменты сборки, от правильного выполнение которых зависит сборка всей модели. Не менее внимательно изучите отливки. осмотрев их на предмет наличия облоя, непроливов, присутствия следов от толкателей. Вы должны ясно представлять себе какие детали на каких рамках находятся. Отделяйте от рамки только те детали, которые вы будете сразу склевать. Собранные несколько деталей удобно хранить в пластиковых коробках.
Подготовка деталей к сборке
http://hobby.rudic.ru/uploads/technology/kak-sobrat-model-tanka-chast-1-6.jpg» alt=»Клей Revell «Контакта профессиональный», 25 г» title=»Клей Revell «Контакта профессиональный», 25 г»>
В отличие от выступающих лини, кружки часто бывают вдавлены в детали модели: в этом случае их требуется зашпаклевать. Производители моделей стараются делать свои изделия так, чтобы следы от толкателей оставались на внутренних, невидимых на собранной модели, поверхностях, однако добиться этого возможно не всегда.
Определенные трудности представляет собой сборка ходовой части танков в случае если вы желаете сделать опорные катки, ведущие колеса и ленивцы вращающимися. Здесь можно посоветовать лишь быть предельно аккуратным и не забыть провернуть колесо через несколько минут после склепки.
Использование жидкого клея
Знаменитая фраза из всех модельных инструкций «нанесите клей на обе склеиваемые детали, а затем прижмите их друг к другу и зафиксируйте» абсолютна справедлива, но применима к достаточно крупным деталям. Иные мелкие части лучше приложить друг к другу «на сухую». капнув затем на место стыковки чуть-чуть жидкого клея. Под воздействием капиллярного эффекта клей сам затечет в место соединения. Важно, чтобы клей не попал на пальцы, когда вы будете держать детали, иначе легко испортить поверхности модели своими отпечатками.
Сборка
Обязательно перед склейкой убедитесь в возможности сборки детален без подгонки, приложив их одну к другой. При необходимости следует подточить одну из них или обе. Постоянно сверяйте свои действия с инструкцией, но помните, что ошибки в инструкции (перепутаны номера деталей, «право» и «лево», верх и низ) не являются столь уж большой редкостью даже у известных фирм. Далеко не всегда следует смазывать клеем всю контактную поверхность деталей, важно лишь чтобы они надежно держались после склейки. По возможности опорные катки и колеса ходовой части следует сделать вращающимися. Вращающиеся катки облегчат окраску резиновых бандажей и приклейку траков гусениц.
Клеевые швы
Одним из преимуществ моделей бронетехники перед другими является то что технологическое членение модели предельно близко к технологическому членению прототипа, а значит места соединения деталей модели находятся там же где контактируют детали реальной машины.
Когда красить?
Изучая инструкцию обратите внимание на детали, которые должны быть окрашены до окончательной сборки модели. Имеет смысл пометить их цветным фломастером или ручкой, чтобы не забыть в процессе сборки. С другой стороны вы можете и игнорировать рекомендации по окраске мелких деталей до окончательной сборки. Практика показывает, что для бронетехники удобнее красть «мелочевку» на уже собранной модели.
Когда красить ту или иную деталь до или после сборки вам подскажет лишь опыт, которого ещё предстоит набраться.
Сборка отдельных узлов
Траки и гусеничные ленты
На большинстве моделей бронетехники гусеничные траки изготовлены из достаточно гибкого резиноподобного материала, такого как винил. Такой материал не всегда поддастся склепке, поэтому соединять траки пли гусеницы приходится нагревом. Наиболее предпочтителен раскаленный гвоздь, но известны случаи использования для «сварки» даже зажжен ой сигареты. Главное не перестараться.
Методов имитации провисания верхней ветви гусениц масса. Для случая резиновых гусениц подходит следующий простейший способ: между поддерживающими роликами на одной линии с их осями к корпусу приклеиваются стержни темного цвета. После абсолютного высыхания одеваем гусеницу так. чтобы стержни отжимали ее верхнюю ветвь вниз. Из-за темного цвета стержни не будут сильно бросаться в глаза. Добиться провисания наборной из отдельных траков гусеницы много проще, но важно опять же не переусердствовать и соблюсти примерно одинаковую стрелу провеса гусеницы между роликами.
Небольшие доработки модели
Другой широко распространенной доработкой является замена литых поручней «из коробки» на самодельные проволочные. Для изготовления поручней лучше всего подходит одножильный медный провод. Реалистичности прибавит и замена пластиковых тросов на проволочные.
Окончательная проверка
Внимательно осмотрите собранную модель. Даже опытные моделисты нередко с удивлением находят, что забыли приклеить пару-другую деталей. Обратите внимание не бросаются ли в глаза следы клея, остатки литников, не удаленные заусенцы, следы толкателей, облой по линии разъема литьевых форм. Все дефекты следует удалить. Нередко удалить следы клея уже невозможно. В таком случае стоит попробовать сымитировать в этом месте повреждение танка или залепить ею «грязью», сымитированной шпаклевкой или пигментами.
После осмотра можно заняться окраской собранной модели.
Окраска моделей бронетехники
Большинство моделей бронетехники отлиты из цветного пластика, близкого по цвету к окраске прототипа. Однако сей факт не означает, что собранная модель не нуждается в окраске. Обычно неопытные моделисты модели не красят. Зря. Неокрашенная модель всегда будет смотреться как далекая от реальности игрушка.
Равно как и сборка, окраска моделей бронетехники много проще, чем окраска моделей самолетов, кораблей или автомобилей. Очень часто реальные бронемашины красились в один цвет, но даже нанесение камуфляжных пятен на модель не представляет для новичка особой сложности.
Тип краски
Существует множество специальных модельных красок. Наибольшую известность получили краски фирм Revell, Humbrol, Tamiya на основе минеральных раствори гелей. Моделисты пользуются этими красками на протяжении десятилетий. Краски дают хорошую укрывистость и матовую поверхность, однако для полного высыхания им требуются день-два. Определенные преимущества имеют нитрокраски. Они быстро сохнут, а раствори гели слегка разъедают пластик, обеспечивая прочную адгезию краски к модели. Большой спектр нитрокрасок разных цветов выпускает белорусская фирма «Хобби+». К недостаткам нитры следует отнести возможное появление на окрашенной поверхности легкого блеска. Для окраски моделей применяют еще ак¬риловые краски на водной основе. Акрил за последние несколько лет приобрел большую популярность.
Подбор цветов
Как подобрать краску близкого к реальности цвета? Во-первых по цветным рисункам из специализированных изданий. Следует только помнить, что ни одно из издании из-за чудес полиграфии не гарантирует хотя бы 100% воспроизведения палитры оригинального рисунка. В свою очередь художник имеет свой, сугубо индивидуальный взгляд, на окраску танка. На реальной технике краска выцветает, причем неравномерно, под действием атмосферных условий. Можно с уверенностью говорить о том. что не никогда существовало двух внешне одинаковых танков. Кроме того, человеческий глаз по-разному воспринимает окраску больших и маленьких объектов одного цвета. Порой окраска техники зависит от банального наличия в подразделен пи краски того или иного цвета. К примеру, американские танки, размещенные в Европе после второй мировой войны положено было красить в грязно- оливковой цвет, на практике встречались машины цвета от светлого хаки до почти черного.
После всего вышеизложенного очевидно, что термин «правильный цвет» применительно к моделям-копиям бронетехники выглядит притянутым за уши. Любые «правильные» цвета следует брать всего лишь за основу, полагаясь дальше на свой вкус и фантазию.
Подготовка модели к окраске
Перед окраской следует снять с модели гусеницы (если они одеты), башню или другие отдельные подсборки. Все очистить от пыли и жира. Можно просто погрузить модель на некоторое время в мыльный раствор, а затем промыть проточной водой, лишь бы струя воды не сбила мелочевку с поверхностей копии. Окраску начинать только после полного высыхания, причем сушить модель рекомендуется в закрытой таре дабы на нее опять не осела пыль.
Аэрограф
http://hobby.rudic.ru/uploads/technology/kak-sobrat-model-tanka-chast-1-17.jpg» alt=»Как собрать модель танка. Часть 1″ title=»Как собрать модель танка. Часть 1″>
Наилучшие результаты даёт окраска модели из аэрографа. У аэрографа имеется масса преимуществ: можно напылить тончайший слой краски, через которой будет просвечивать основной тон (например пыль на броне), сделать «размытый» камуфляж, регулируя подачу воздуха и краски можно добиться очень узкого факела и рисовать тонкие линии. В комплекте к аэрографу по требуется компрессор для подачи сжатого воздуха и ресивер, который сглаживает пульсации давления воздуха на выходе из компрессора.
Окраска аэрографом
Краску под аэрограф следует разводить жидко, примерно на 30% жиже нормальной консистенции. Тип растворителя зависит от типа выбранной краски. Прежде чем красить модель следует задуть краской кусочек картона или фанеры. Если краска не дает укрывистой поверхности, значит ее развели слишком жидко, а если аэрограф «плюется» каплями значит краска густовата. При окраске держать аэрограф лучше всего на расстоянии 7-10 см от модели. Обычно хорошего покрытия можно добиться после двух-трех проходов аэрографом. Аэрограф должен всегда находиться в движении, в противном случае вместо тончайшего слоя краски на модели может образоваться весьма приличная лужа. Нитра при окраске из аэрографа сохнет едва ли мгновенно, но крайней мере за модель сразу можно браться руками. Другие виды красок требуют более длительной сушки.
Окраска из баллончика
Окраска кисточкой
Применение аэрографа или баллон¬чика вовсе не отменяет использование традиционной кисточки. Мелкие детали на окрашенной в базовый цвет или камуфлированной модели удобнее проработать кистью. Кисть должна быть достаточно тонкой. №00-№1.
В случае если вы решили красить кистью всю модель следует остановить вы¬бор на большой плоской художественной кисти. После каждого использования кисть необходимо очистить от краски. Красить следует предельно осторожно: кисточка способна снести всякие поручни-антенны-фары на модели не хуже, чем пулеметная очередь на настоящем танке. Крайне важно подобрать оптимальную толщину слоя краски: слишком толстый слой скроет линии расшивки, границы люков, через тонкий будет проступать пластик. Необходимо постараться добиться укрывистого тонкого покрытия за один проход кисти. Нередко используют метод окраски перекрытием: краска наносится в два слоя крест на крест. Такой способ может несколько минимизировать следы от кисти. Пробы, как и в случае с аэрографом и баллончиком, стоит делать на картоне-фанере. Постоянно контролируйте количество краски па кисти. Не следует набирать краску прямо из баночки, лучше капнуть краску на ровную поверхность и уже в каплю макать кисть.
Маски
Типы масок в моделизме:
Камуфляжные пятна
Камуфляжная окраска бронетехники весьма разнообразна, от характерных для техники вермахта пятен случайной формы и неопределенного цвета до стандартизированного рисунка современных танков армии США. Камуфляж могли наносить как на заводах или в ремонтных мастерских, так и в полевых условиях, кисточкой или краскопультом. В подразделениях вермахта, к примеру, камуфляж в строевых подразделениях, как правило, наносили из краскопульта, подавая сжатый воздух от собственных компрессоров танков и бронемашин.
Проще всего наносить камуфляжные пятна аэрографом. Ошибку в камуфляжном рисунке в этом случае легко поправить: закрасить неудачное место по новой базовым гоном, а потом вновь попробовать накрасить требуемое пятно или полосу. Для камуфляжных пятен при работе с аэрографом краску стоит развести чуть жиже, чем при нанесении базовой окраски. Без использования масок, аэрографом можно нанести только камуфляж с размытыми границами, что неудивительно: краскопульт, которым наносят камуфляж на настоящую бронетехнику, принципиально от аэрографа ничем не отличается. Новичку порой бывает трудно добиться приемлимой границы камуфляжного пятна. Можно посоветовать использовать своеобразную маску: кусок картона или бумаги с пробитыми в нем в случайном порядке, но определенному контуру дырками. Лист помешается на небольшом расстоянии от окрашиваемой поверхности, после чего модель задувается из аэрографа через отверстия в бумаге.
Камуфляжный рисунок с четкими границами лучше наносить кистью.
Окраска гусеничных траков и опорных катков
После нанесения камуфляжа можно приступать к окраске ходовой части танка. Опорные катки и поддерживающие гусеницы ролики большинства, но не всех танков имели или имеют резиновые бандажи, (металлические катки без обрезинки были на советских танках периода 1942-44 г.г. и на немецких в заключительный период второй мировой войны. Отказ от бандажей объяснялся нехваткой резины). Резина имеет черный цвет, однако в жизни чаще выглядит серо-черной. Именно в этот цвет их и стоит красить. Процесс окраски бандажей сильно упрощается если катки на модели выполнены вращающимися. Окраска производится следующим образом: кисть держат неподвижно так, чтобы кончик касался бандажа, затем медленно проворачивается каток. При определенной тренировке таким методом можно добиться идеальной окраски бандажа, без затекания краски на сам каток. Бандаж каждого катка желательно окрашивать два-три раза с перерывом на просушку.
[img(left) Как собрать модель танка. Часть 1]http://hobby.rudic.ru/uploads/technology/kak-sobrat-model-tanka-chast-1-20.jpg» alt=»Как собрать модель танка. Часть 1″ title=»Как собрать модель танка. Часть 1″>
Траки пли гусеничные ленты окрашиваются отдельно от модели в коричинево-красно-ржавый цвет. Полусухой кистью выделя¬ются серебрянкой гребни траков на внешней стороне и зубцы на внутренней.
После 1945 г. траки гусениц многих танков стали снабжать резиновыми асфальтоходными подушками, снижающими износ гусениц при движении бронетехники по дорогам с твердым покрытием. Подушки окрашивают в серо-черный «резиновый» цвет. Иногда проще всю внешнюю часть гусеницы окрасить в серо-черный цвет, проработав потом металлические части ржавчиной и серебрянкой.
Окраска интерьера
Проще всего задуть внутренние поверхности из аэрографа еще до сборки модели, можно прямо на литниках.
Окраска отдельных деталей
Пулеметы красятся голубовато-стальной краской под цвет вороненого металла. Не следует окрашивать стекла фар белым, более реалистично выглядят фары после использования краски «gun-metal» с обводкой по краю линз серебрянкой. Также не надо красить задние фары ярко-красным, используйте темно-красный тон.
При окраске мелких деталей на готовой модели конечно можно использовать аэрограф в сочетании с масками, но лучше применить кисть. Намного быстрее при примерно том же качестве. Прежде чем красить деталь обязательно опробуйте цвет на укрывистость краски на картоне.
Работа с декалями
Декали к моделям бронетехники не столь многочисленны и многоцветны, как к копиям самолетов, однако правильное нанесение декалей столь же критично для танков, как и для самолетов.
Переводить декаль следует на предварительно обезжиренную поверхность, иначе после высыхания она может отвалиться. Вырезать декаль лучше всего как можно ближе к рисунку.
Сухие декали
Финальная отделка
После обработки декалей специальными жидкостями (и после из высыхания) модель следует задуть матовым лаком, который «уберет» совершенно ненужный на копии танка глянец. Лак должен сохнуть минимум двое суток, после чего можно будет приступить к нанесению на модель следов воздействия атмосферных условий и грязи.
Рекомендую ещё почитать журнал «Библиотека моделиста №2».