Как сделать тангенциальный тонарм

admin

Как сделать тангенциальный тонарм

Проблему снижения угловой погрешности можно решить и другим путем, но при этом утрачиваются преимущества простого, поворачивающегося вокруг оси тонарма (опыт производства, удобство в работе и так далее). Можно представить множество способов смещать головку звукоснимателя в направлении к центру по тому же пути, как и в рекордере, чтобы продольная ось головки располагалась по касательной к немодулированной канавке (тангенциально). Таким образом искажения, обусловленные горизонтальной угловой погрешностью, в действительности уменьшаются.

Конечно, может возникнуть вопрос, как изменятся искажения, если из-за коробления пластинки возникнет вертикальная угловая погрешность. Для ответа на этот вопрос сравним искажения, вызываемые горизонтальным и вертикальным углами погрешности.

При проигрывании коробленых пластинок инерционные свойства тонарма вызывают прогиб иглодержателя, вследствие чего изменяется вертикальный угол воспроизведения (обычно на 0,6°). Это означает, что искажения от тангенциального тонарма с горизонтальным углом погрешности 0,02-0,1° значительно не снижаются из-за вертикальной угловой погрешности. Но главное достоинство тангенциальных тонармов заключается именно в том, что их можно изготовить в укороченном виде, а инерция снижается пропорционально квадрату длины. Таким образом, улучшенные динамические свойства тангенциальных тонармов обусловливают уменьшение изменения вертикальной угловой погрешности от коробления пластинки.

Квазитангенциальный тонарм

Квазитангенциальный тонарм является видоизменением традиционного, вращающегося вокруг оси тонарма, у которого дополнительными деталями горизонтальная угловая погрешность снижена до погрешности тангенциального тонарма. Впервые такой тонарм был разработан в Англии на фирме «Гарард» и применен в проигрывателе «Зиро 100».
Угол коррекции головки звукоснимателя может изменяться поворотом держателя головки подшипника, расположенного точно над иглой. Поворот регулируется с помощью управляющего рычага, идущего параллельно главному тонарму. Все геометрические расчеты тонарма проводились на ЭВМ. Основную трудность в производстве вызвало изготовление подшипников без трения. В этом тонарме держатель головки звукоснимателя покоится на двух подшипниках, поэтому малейшее дрожание подшипников передается непосредственно головке. Прецизионные шарикоподшипники были изготовлены фирмой, специализирующейся на производстве подшипников для ручных часов.

Измерения угловой погрешности у этого тонарма показали, что максимальное отклонение от касательной к немодулированной канавке составляет 90″ по сравнению с 2,5°, полученными при измерениях на внешней канавке в случае традиционного тонарма. Это ровно в 100 раз больше (1° = 3600″). Эффективная длина тонарма равна 191 мм, заход иглы, как это логически вытекает из самой идеи, равен нулю. Так как продольная ось головки звукоснимателя не пересекает центра вращения тонарма, то скатывающая сила возникает точно так же, как и при тонармах обычной конструкции. Ее компенсация осуществляется при помощи сил отталкивания между двумя круглыми магнитами, один из которых движется вместе с тонармом, а второй закреплен неподвижно. Компенсирующая сила изменяется шунтирующим действием железной пластинки, которую можно вдвигать между этими двумя магнитами.
За разработку тонарма «Зиро 100» фирма «Гарард» в 1971 г. получила премию Берлинера. Эта премия присуждается за технические результаты, достигнутые в области звукотехники, и до сих пор вручалась очень редко.

Тангенциальный тонарм

1

Принцип работы тангенциального тонарма SL-8E фирмы «Рабко». Конец тонарма, противоположный головке звукоснимателя, продвигается параллельно радиусу пластинки. Таким образом, головка звукоснимателя касается каждой канавки под прямым углом. Из-за переменного шага записи тонарм смещается неравномерно. Если головка звукоснимателя на несколько десятых миллиметра продвигается к центру, то замыкаются расположенные на тонарме контакты, которые включают серводвигатель. Последний через трансмиссию, снижающую частоту вращения в отношении 500:1, вновь возвращает тонарм в перпендикулярное положение. Тангенциальные тонармы обладают двумя положительными свойствами. С одной стороны, тонарм можно сделать очень коротким (примерно 175 мм) и использовать, таким образом, просто головку звукоснимателя с большой гибкостью. С другой стороны, ось головки звукоснимателя пересекает точку вращения тонарма, поэтому эффекта скатывания не возникает. Еще одна особенность тангенциальных тонармов заключается в тем, что на отыскание определенных частей программы, записанной на пластинке, затрачивается несколько больше времени, чем при традиционном тонарме, но это обстоятельство не является решающим.

Тангенциальный тонарм «Београм 4000» фирмы «Банг энд Олуфсен» имеет длину 155 мм; при оптимальном регулировании горизонтальный угол погрешности не превышает 0,04°. Движение этого тонарма сходно с описанным выше, но датчик положения не имеет контактов. Тонарм двигает заслонку, прикрывающую путь свету от лампы накаливания. Луч света попадает на фотоэлемент; оценка сигнала ошибки и включение исполнительного элемента осуществляется устройством, состоящим из нескольких десятков транзисторов. Как правило, в держатель этого тонарма можно монтировать только головки звукоснимателей типа SP15 этой же фирмы из-за проблем, связанных с динамической балансировкой.

Источник

Самодельный тонарм. Тонарм для LP-проигрывателя. Знакомимся и выбираем. Тонарм из кокоболо

Тонарм – это один из важнейших элементов проигрывателя, наравне с головкой звукоснимателя и шасси (столом). Переоценить влияние тонарма на звучание винилового тракта невозможно, ведь именно но держит головку звукоснимателя над поверхностью пластинки и обеспечивает ей правильные «условия работы».

К тонармам предъявляется ряд требований: они должны быть жёсткими, не иметь собственных резонансов, не допускать до звукоснимателя резонансы и вибрации извне. Они должны быть достаточно чувствительными к неровностям пластинок, совершать вертикальные движения, огибая неровности пластинок, вызванные их короблением, а также отслеживать звуковую дорожку и эксцентриситет пластинки, при этом не мешая звукоснимателю делать своё дело.

Несмотря на внешнюю простоту выполняемой функции, тонарм представляет собой весьма сложный и точный механизм. На данный момент существует множество конструкций тонармов от самых простых до очень экзотических, но даже такое большое разнообразие тонармов без проблем позволяет разделить на две основные группы: рычажные и тангенциальные.

В первую группу входят тонармы, подвижная часть которых (трубка с закреплённой на шелле головкой) перемещается относительно неподвижной оси (база тонарма, закреплённая на шасси проигрывателя). Таким образом, головка звукоснимателя свободно перемешается вдоль поверхности пластинки по радиусу. Именно движение по радиусу является основным недостатком рычажных тонармов, что и привело, в конечном счёте, к появлению тангенциальных моделей.

Дело в том, что в идеале, для наиболее правильного и точного воспроизведения фонограммы, записанной на виниловой пластинке, игла звукоснимателя при считывании звуковой информации должна находиться в точно таком же положении относительно звуковой дорожки, в котором находился резец рекордера, производящий запись на студийный лаковый мастер диск. Тут и кроется основное противоречие: резец рекордера движется строго вдоль радиуса, а его поверхность всегда перпендикулярна поверхности звуковой дорожки. Рычажные тонармы же перемещают головки звукоснимателя не вдоль радиуса, а по дуге, радиус которой равен расстоянию от оси вращения тонарма до иглы звукоснимателя. Таким образом, при перемещении иглы по поверхности пластинки от внешнего края к внутреннему, плоскость контакта иглы с дорожкой меняет своё положение, отклоняясь от перпендикуляра – это называется погрешностью (ошибкой) слежения. Одним из способов борьбы с погрешностью слежения является увеличение длины тонарма, а вместе с этим и увеличение радиуса, по которому перемещается звукосниматель вдоль поверхности пластинки. Чем больше радиус — тем меньше погрешность слежения. В настоящий момент самыми большими из распространённых являются тонармы с длинной трубки 12 дюймов (встречаются и более длинные, но это редкость).

attach35

Стоит сразу отметить, что с увеличением длины тонарма, увеличивается вертикальная инерция, что тоже не очень хорошо (тонарму сложнее оперативно реагировать на неровности пластинки). Получается надо искать компромисс. Вторым и самым распространённым способом является использование горизонтального угла коррекции (примерно 25 градусов в сторону шпинделя проигрывателя). Получают этот угол одним из двух способов: либо под углом устанавливается сама головка в шелле, либо под этим углом изгибается трубка тонарма. Несмотря на то, что наиболее идеальным вариантом было бы одновременное использование горизонтального угла коррекции и тонармов с максимальной длинной трубки, на практике, 12-ти дюймовые тонармы используются весьма редко, уступая место самым распространённым 9-ти дюймовым.

Несмотря на единый принцип действия рычажных тонармов, они все же существенно отличаются друг от друга. Основными отличиями могут быть:

Series V gold

Также можно найти так называемые «одноопорные тонармы». Одноопорный тонарм состоит из двух независимых частей: основы, закреплённой на шасси проигрывателя, и трубки тонарма. Суть конструкции проста: из основы торчит конус с иглой на конце, на трубке тонарма закреплена перевёрнутая «чаша», которая надевается на конус основы тонарма. Таким образом, трубка тонарма, головка звукоснимателя и противовес балансирует на тонком кончике иглы, торчащей из основы тонарма и являющейся единственной точкой, связывающей две независимые части.

1377948719 igla 3

1402039651 IMG 1960

Достоинством такой конструкции может является наличие всего лишь крошечной точки контакта, позволяющей тонарму без малейшего сопротивления совершать движения в любом направлении и отслеживать любые неровности пластинки. Недостатки конструкции следуют из достоинств. В идеале тонарм должен легко и непринуждённо перемещать головку вверх/вниз (компенсируя коробление и неровность пластинки) и вправо/влево (при движении иглы от края пластинки к центру при её проигрывании). Кроме этих направлений одноопорный тонарм допускает наклоны головки вправо/влево относительно оси трубки тонарма (кратковременные нарушения азимута, когда головка чуть заваливается вправо или влево). В основном, это может проявляться в самом начале проигрывания, когда игла опускается на проигрывателей, хотя не исключены похожие ситуации и в случае повышенного коробления пластинки. Одной из самых экзотичных конструкция мне показалась та, что предлагает компания Well Tempered Lab. Суть конструкции: трубка тонарма непосредственно связана с самым настоящим мячом для гольфа, вся эта конструкция, в свою очередь, подвешена на леске к кронштейну, а нижняя часть мяча помещена в чашу с густым и очень вязким силиконом.

9210175 copy

Леска обеспечивает стабильность вертикального положения тонарма, а силикон демпфирует все возможные резонансы, обеспечивает плавность движений тонарма вверх/вниз и вправо/влево, а также выполняет функцию микролифта, плавно опуская иглу на пластинку. Кроме этих вариантов существует ещё множество различных решений и каждое из них имеет своё обоснование.

Теперь совершаем плавный переход к тангенциальным конструкциям.

804kuzma38003

8309 L

Тангенциальный тонарм считается самым совершенным с точки зрения «правильности воспроизведения» пластинок. В данном случае в первую очередь имеют ввиду не качество звучания (плохо настроенный тангенциальный тонарм может звучать хуже хорошо настроенного рычажного), а об отсутствии той самой ошибки слежения, которую мы упоминали ранее. Положение иглы звукоснимателя при проигрывании пластинок точно такое же, как у резца рекордера при записи мастер диска.

06

Несмотря на свое техническое совершенство, тангенциальные тонармы не получили широкого распространения из-за сложности конструкции и весьма высокой стоимости. В настоящее время тангенциальные тонармы используются в основном в проигрывателях верхней ценовой категории. Существуют и более бюджетные модели тангенциальных тонармов, но они весьма несовершенны, так как используют неэффективные системы, обеспечивающие продольное движение тонарма при проигрывании пластинок. В частности, такие несовершенные модели могут быть недостаточно точными в отслеживании нарушенного эксцентриситета пластинки, что может приводить к периодическому смещению иглы в одну из сторон звуковой канавки и тем самым нарушать баланс каналов. В дорогих моделях тангенциальных тонармов нередко используются очень сложные системы обеспечения движения тонарма. В частности, одной из таких систем является наличие компрессора, подающего сжатый воздух в зазор между тонармом и направляющей, по которой он движется.

atlantis2

Таким образом, механическая связь полностью отсутствует, а тонарм парит в потоке воздуха. Звучит красиво, но конструкция очень сложная и дорогая. В качестве более простых вариантов можно встретить подшипники, ролики и прочее, но это уже компромисс. Моё мнение простое – если задумываться о тангенциальном тонарме, то надо брать качественный дорогостоящий механизм. Если же сравнивать тангенциальные и рычажные тонармы в одной ценовой категории, то рычажные скорее всего будут лучше (получается сравнение компромиссного варианта тангенциального тонарма и доведённого до совершенства рычажного).

Тангенциальный тонарм состоит из основания на двух опорах, закреплённых на шасси проигрывателя, между которыми располагаются направляющие, вдоль которых перемещается трубка тонарма с закреплённой на ней головкой звукоснимателя. Таким образом движется не одна часть тонарма, а весь тонарм. Ещё одни достоинством тангенциальных тонармов является отсутствие скатывающей силы, свойственной рычажным конструкциям, а это значит, что её не надо подстраивать, и баланс каналов всегда будет одинаков. В качестве ещё одного преимущества можно назвать существенно меньшую вертикальную инерцию по отношению к рычажным тонармам, но при этом горизонтальная инерция наоборот выше. Тангенциальный тонарм не имеет оси вращения, что приравнивает его эффективную массу к полной массе тонарма, делая её весьма большой. Большая эффективная масса тонарма заставляет более тщательно подходить к выбору головки звукоснимателя, в частности, обращать особое внимание на параметр гибкости подвеса иглодержателя.

Так что же лучше? Однозначного ответа на этот вопрос нет, и каждому приходится решать самому. Очень важную роль будет играть настройка проигрывателя, если она качественная, то хорошего рычажного тонарма хватит с запасом. Если же не хочется мириться с компромиссами, а «деньги жгут карман», то вас ожидают тангенциальные тонармы.

Особые условия: метод настройки картриджа (головки звукоснимателя), описанный здесь, предназначен для использования исключительно в качестве рекомендаций и не может быть применим ко всем картриджам и тонармам. Если нижеприведенные инструкции не согласуются с теми, что приведены в руководстве от производителя вашего картриджа или тонарма (допуская, что вам посчастливилось иметь такие инструкции), то следует придерживаться рекомендаций производителя. Более того, Audiophilia не несет ответственности за любые повреждения, которые могут быть нанесены в процессе настройки вашему картриджу, тонарму, вертушке или любому любопытствующему, имеющему глупость оказаться рядом с вами, в то время как вы будете следовать данным инструкциям.

С почти полным исчезновением техподдержки для проигрывателей винила для конечного потребителя, аудиофилам, преданным аналоговым дискам, ничего не остается, как самим становиться адептами точной настройки картиджей. И в то время как правильная настойка этих нежных устройств, несомненно, потребует большого количества и времени, и терпения, предлагаемые нами шаги оказываются действенными даже для простого аудио- энтузиаста с твердой рукой, вооруженной нужными инструментами.

Миссия винилового проигрывателя заключается в как можно более честном извлечении очень слабого сигнала, выгравированного записывающим станком на поверхности диска. Если игла воспроизводит (в трех измерениях) путь режущей головки по спиральной канавке, то получаемый сигнал должен быть точной копией того, что выгравировано на диске. Конечно, существует множество причин того, почему точная геометрия иглы по отношению к канавке недостаточна для того, чтобы гарантировать точное воспроизведение аналогового сигнала, взять хотя бы электромагнитные свойства внутренней проводки головки и конструкции магнитопровода, и саму форму иглы. Даже при условиях предельной осторожности и терпения в процессе настройки, лучшее, на что можно надеяться, является хорошим приближением исходного сигнала, но это приближение на деле оказывается более чем достаточным для получения выдающихся музыкальных результатов.

Краткий обзор инструментов.

Вот краткий перечень инструментов, необходимых для установки фонокартриджа (головки звукоснимателя):

1. Установка

Установка картриджа начинается с крепления корпуса головки к площадке крепления. Площадки крепления головок обычно имеют либо щели, либо отверстия, через которые винты (обычно поставляемые с головкой и обязательно немагнитные) могут быть вставлены через корпус головки. Площадки со щелями позволяют слегка изменять положение головки для точной регулировки. Площадки с фиксированными отверстиями (такие, как многоуважаемый Rega RB300 и Naim Aro) предполагают, что геометрия присоединяемой головки уже является такой, что точная регулировка достигается при имеющихся отверстиях. К сожалению, тонармы, чьи площадки содержат фиксированные отверстия, не смогут позволить тонкой регулировки головки. Но они, тем не менее, делают настройку сочетаемых головок относительно простой (фирмы, изготавливающие тонармы с площадками для крепления головок через фиксированные отверстия, обычно имеют в виду при разработке определенную головку, или набор головок, свой собственный или производителей, чьи продукты хорошо работают с данным тонармом).

Отверстия в корпусе головки, предназначенные для винтов, крепящих ее к площадке, обычно бывают двух видов: с резьбой или без резьбы. Отверстия с резьбой более распространены, поскольку они избавляют от необходимости в маленьких, трудных в обращении гаечках, которые крепят болты головки к ее корпусу. Если ваша головка не имеет резьбы, то вам придется использовать гайки. Если возможно, то вставляйте болты снизу головки, так чтобы гайки были сверху. Те, кому посчастливилось обладать головкой с резьбой, могут просто вставить винты через плату держателя в нарезанные отверстия в ее корпусе (хорошая идея использовать шайбу между головкой каждого винта и корпусом, чтобы затянутый винт не портил его). В любом случае, на первом этапе винты головки должны быть затянуты только слегка, так чтобы она была закреплена, но в то же время ее можно было двигать умеренным усилием руки. В случае площадки с фиксированными отверстиями, винты головки могут быть полностью затянуты, потому что дальнейшая регулировка невозможна. Имейте в виду, что винты головки должны быть затянуты в меру, но не перетянуты. Перетяжка может деформировать корпус головки или, в худшем случае, сломать ее.

2. Проводка

3. Установка веса

(Обратите внимание, что если игла к этому моменту все еще закрыта защитным колпачком, то снимите его и не надевайте до окончания процесса установки)

Для того чтобы проигрывать виниловые диски, игла должна иметь хороший контакт со стенками желобка пластинки. Вопрос в том, какую силу нужно приложить, чтобы игла не теряла контакт со стенкой канавки, и при этом не сбивалась с дорожки из-за слишком сильной нагрузки? Как правило, производители указывают силу нагрузки, или приведенный вес, для конкретных головок, обычно в виде диапазона рекомендованных весов в граммах. Лучше всего начинать процесс определения оптимального усилия прижима с установки максимального значения из этого диапазона. В отличие от распространенной легенды, на самом деле головка с недостаточным усилием прижима более склонна повредить дорожку, чем та, которая прижимается с максимальным усилием из рекомендуемого диапазона. Это происходит от того, что слишком легко прижимаемая головка может терять контакт с дорожкой на участках с большой модуляцией, что приводит к повреждению канавки, поскольку игла начнет из неё выпрыгивать.

Единственный глюк, который я наблюдал у Winds, это когда они без всякого предупреждения показывают очень неточные результаты, оказалось это бывает в случаях, когда их батарея на 9 Вольт несколько разряжена. Учитывая их стоимость, отсутствие индикатора разряженной батареи просто непростительно, в свете последствий для иглодержателя от установки ужасно некорректных значений приведенного веса.

Перед попыткой установить приведенный вес картриджа при помощи весов и/или тестовой записи, уравновесьте или другими словами «подвесьте», подобно стрелке компаса, тонарм с прикрепленной головкой. Это дает хорошую точку отсчета, с которой можно начинать увеличивать приведенный вес до желаемой величины. Положение тонарма с головкой регулируется путем перемещения противовеса, либо в сторону головки, либо от нее, до тех пор, пока приведенный вес картриджа не станет около 0 грамм, и тонарм с головкой и противовесом не зависнет в равновесии. Уже после этого можно будет точно установить его, используя весы, подобные ранее описанным.

4. Высота тонарма: Часть первая

После того, как вы установили приведенный вес на максимальное значение из рекомендуемого производителем диапазона, самое время отрегулировать высоту тонарма, так чтобы трубка была примерно параллельно основанию. Вы потом установите ее точную величину в процессе настройки, но если вы приблизительно выставите ее сейчас, это сильно облегчит дальнейшую регулировку. Большинство тонармов предусматривают некоторую высоту регулировки. Недорогие тонармы, типа серии Audioquest PT, обычно поставляются с набором винтов, которые закрепляют горизонтальную трубку тонарма, что обеспечивает широкий диапазон настройки, но затрудняет возвращение к предыдущим настройкам. Более дорогие тонармы, такие как Graham 2.0 и VPI JMW имеют более изощренный механизм настройки высоты, который содержит тонко калиброванные шкалы и позволяют легко возвращаться к предыдущим настройкам. Rega RB300 является одним из нескольких в своем классе тонармов, не имеющим вообще никакого механизма настройки высоты. Тем не менее, можно поместить под тонарм небольшие прокладки, чтобы поднять его на желаемую высоту.

На данном этапе уделять слишком большое внимание высоте тонарма не стоит. Вы будете иметь удовольствие потратить кучу времени на этот предмет в дальнейшем.

5. Регулировка

На виниловой пластинке записи выгравированы при помощи режущей головки, ось держателя которого расположена по касательной к вырезаемой дорожке. Поворотный же тонарм, движущий иглу по дуге по поверхности диска, только приблизительно воспроизводит тангенциальный путь режущей головки. Подробная работа Байервальда (Baerwald, 1941) показала, что угловая погрешность иглы может быть минимизирована, если ось кантеливера иглы расположена по касательной к канавке в двух точках своего пути по дуге, а именно, в двух точках, располагающихся на расстоянии 66 и 120.9 мм от центра оси (имейте в виду, что эти цифры подразумевают, что внутренний и внешний радиус канавки не меньше 60.32 мм и не больше 146 мм соответственно, что, к счастью, встречается почти у всех пластинок). Эти два пункта обычно называют «нулевыми точками», поскольку в них достигается нулевой горизонтальный угол погрешности иглы. Для настройки позиции картриджа так, чтобы он удовлетворял условию тангенциальности в нулевых точках, можно использовать имеющиеся в продаже мерные линейки.

1Большинство современных мерных линеек, таких как популярная DB Systems DBP-10, сконструирована так, чтобы производить настройку Байервальда по двум точкам, хотя существуют и линейки, использующие мене распространенный одноточечный метод (к примеру, настроечный шаблон, поставляемый с тонармом VPI JMW). При настройке головки по касательной с использованием любого настроечного угломера, важно помнить, что вы пытаетесь выставить положение держателя иглы, т. е. кантеливера (и, следовательно, ее самой), а не корпуса головки. Нет гарантии, что держатель расположен совершенно правильно относительно корпуса головки, так что простая настройка корпуса головки не обязательно приведет к желаемому результату. Более того, многие головки имеют непараллельные стороны, что делает тангенциальную настройку по касательным линиям нарисованым на линейке практически невозможной.

6. Азимут

2Азимут можно грубо настроить, глядя в торец корпуса головки, в то время как игла будет находится в канавке. Посмотрите, не кажется ли вам, что одна сторона корпуса ближе к поверхности пластинки, чем другая? Если так, то используйте то, чем обеспечил вас производитель тонарма для настройки азимута, пока не добьетесь того, чтобы корпус головки стал параллелен (в пределах способностей вашего зрения) поверхности пластинки. Как только вы произведете грубую настройку на глаз, можно будет делать тонкую настройку при помощи измерений.

Этот тест «в противофазе» или «нулевой» может быть осуществлен несколькими способами. Если у вас есть тестовый диск, к примеру, производства Hi Fi News и Record Review (и я вам его настоятельно рекомендую), то вы можете просто использовать трек проверки азимута. На этот тестовый трек записан моно сигнал где каналы записаны в противофазе. Если ваш предусилитель имеет кнопку «моно» (которая суммирует левый и правый каналы), вы можете просто проиграть тестовый трек, использовать кнопку «моно» и настраивать азимут головки до тех пор, пока не будет слышен минимальный сигнал в динамиках.

Если ваш предусилитель не поддерживает переключение в режим моно (эта функция в последнее время как-то стремительно вымирает, и я приношу свои благодарности Audible Illusions за то, что они додумались включить ее в свой Modulus 3A), то вы можете общаться с азимутом вашей головки используя либо осциллограф (если у вас есть таковой), либо электронный милливольтметр, либо применить вышеописанное приблизительное тестирование «на глаз».

7. Прижимной вес: пересмотр

Теперь можно плавно уменьшать прижимной вес до тех пор, пока он не достигнет минимального значения, при котором проигрывание тестовой записи звучит хорошо. Полученный вес является золотой серединой между весом хорошего сцепления с дорожкой и приемлемым износом записи. Конечно, изменения прижимного веса меняет отклонение кантеливера по отношению к плоскости пластинки. (Вы скоро поймете, что в деле настройки картриджа изменение любого параметра влияет на все остальные параметры). Зафиксируйте положение головки и перепроверьте прижимной вес и азимут, пока вам это еще не осточертело. Если старый CD проигрыватель в углу вдруг начнет казаться вам чертовски привлекательным, не отчаивайтесь, у вас обязательно получится!

8. Anti-Skate

Последний критический параметр настройки, который можно оптимизировать при помощи тестовой записи, это anti-skate (система антискатывания). Так называемая сила скатывания является вектором силы, направляющей тонарм к центру пластинки, когда головка располагается под углом к трубке тонарма (большинство современных тонармов используют сдвинутые под углом площадки для головок в попытке минимизировать ранее описанную ошибку от несоответствия форм путей резца и считывающей иглы). До тех пор, пока эта сила не уравновешена, она может способствовать неравномерному и преждевременному износу стенок канавки и иглы и подвергать риску правильное пространственное соотношение между катушками картриджа и магнитом. К сожалению, сила скатывания постепенно меняется вдоль поверхности записи, и таким образом, ее трудно побороть полностью. Большинство тонармов имеют пружинное устройство, направляющее усилие в противоположном направлении от силы скатывания и примерно такое же по величине. Некоторые конструкторы тонармов, особенно Гарри Висфилд (Harry Weisfeld) из VPI остерегаются таких устройств антискейтинга, утверждая, что они являются источниками вибрации и не могут точно и равномерно противодействовать силе скольжения вдоль всей поверхности записи. Боб Грэхем (Bob Graham), конструктор unipivot тонарма Graham 2.0 с этим не согласен. Его тонарм содержит уникальную рычажно-грузовую систему, производящую изменяемое усилие, которое на самом деле, по Грэхему, изменяется в прямом направлении по отношению к силе скольжения.

9. Высота тонарма: часть вторая

Теперь вы получили картридж, настроенный таким образом, чтобы минимизировать трековую ошибку по поверхности записи, и азимут головки настроен так, что игла перпендикулярна поверхности записи. Последние настройки, которые мы можем сделать, пытаясь направить иглу в точности по пути канавки, это установить угол между плоскостью,проходящей через иглу и пересекающей канавку, и поверхностью пластинки максимально близким к тому, какой угол образовывала плоскость, проходящая через резец рекордера с плоскостью диска,на котором производилась запись. VTA (vertical tracking angle, вертикальный угол следования), изменяется путем регулировки высоты опоры тонарма относительно основания.Этот угол увеличивается при увеличении высоты тонарма, и уменьшается с уменьшением высоты. Большинство записей выгравировано (записано) c 22°,хотя не редко встречаются низкие углы, до 18°, или высокие, до 24°.

Можно потратить кучу дней своей быстротекущей жизни, занимаясь тонкой настройкой вертикального угла своего картриджа. В конце концов это зависит также от толщины пластинки. Может и стоит вкладывать значительное количество времени в поисках золотого вертикального угла, которые подойдет одному экземпляру записи из вашей коллекции, но лучше не заморачивайтесь на эту тему. Жизнь коротка, и еще слишком много есть музыки, которую надо послушать.

10. Последние штрихи

Поздравляем! Вы еще живы! Вернитесь назад и удостоверьтесь, что прижимная сила, положение головки и настройки азимута не сбились в процессе прочих улучшений. Обратите особое внимание на азимут, так как настройка высоты тонарма скорее всего немного повлияла на этот параметр (хотя трудно ориентироваться в трех измерениях, поднятие высоты тонарма со смещенной головкой будет влиять на перпендикулярность иглы к канавке).

Продолжайте слушать результат и производить минимальные изменения настроек до тех пор, пока результат не будет вас удовлетворять. Затем уберите измеритель давления и линейку, задвиньте подальше тестовые диски и возвращайтесь к своим любимым пластинкам. Я думаю, вы обнаружите, что ваши усилия принесли плоды.

Раньше дереву в конструкциях LP-проигрывателей отводилось скромное место (если говорить о влиянии на качество аппарата), пусть и самого дерева в этих конструкциях находилось немало. Например, деревянные корпуса, которые иногда и не были столами в привычном смысле, а лишь рамкой, иногда основу стола из МДФ покрывали шпоном. В проигрывателях нового поколения дереву нашлось уже более интересное, а главное, осмысленное применение.

Бамбуковые универсалы

1432198007 Pebbles Table with arm no cartridgeПроигрыватель Tri-Art Audio Pebbles

Младший проигрыватель, Pebbles, рассчитан на работу с одним тонармом, а Bam Bam может быть укомплектован и парой 12-дюймовых. Помимо необычного материала, в этих аппаратах есть еще и оригинальные конструктивные решения, как двухмоторный пассиковый привод у старшего проигрывателя.

1432198021 11071661 818542831514327 6500679466190773123 oПроигрыватель Tri-Art Audio Bam Bam с одноименными тонармами

1432198031 Pebbles TA 1 Tone ArmТонарм Tri-Art Audio Pebbles

Впрочем, пытаться угадать звуковые свойства аппаратов я не решусь. Как и свойства бамбукового мата, который можно использовать и с другими проигрывателями. Было бы интересно послушать все это в деле.

В цветах благородного дерева

Американский, в буквальном смысле семейный проект Teres Audio предлагает уже куда более серьезные вещи, например тонармы с деревянной трубкой или опциональный мотор с блоком управления за 1750 долларов США. Жаль, что на сайте у них минимум информации.

1432198861 Teres 360 stand hugeCertus Audio Model 460

1432198663 360Teres Audio Model 360

Новая жизнь старых верстовых столбов

1432198995 wp70433a29 05 06Nottingham Analogue Anna Log

Кстати, по звуку проигрыватель легко узнаваем, и если грамотно подобрать к нему остальные компоненты, результат получится очень и очень хорошим. Конечно, если цена стола без тонарма (а это около 9500 фунтов) вам не покажется чрезмерной.

Тонарм из кокоболо

1432199272 584209 grace g704 tonearmТонарм Grace G-704
1432199285 Grace 714 leftТонарм Grace G-714

1432199582 daily001947Тонармы Reed, установленные на «родном» проигрывателе (о котором будет отдельный разговор, немного позже).

1432199712 Tacco 00201 KScheu Analog Tacco MK II

Я перечислил далеко не все варианты тонармов из дерева, сейчас этот «растительный материал» используют многие компании. Однако отмечу, что звук, который дает тонарм, конечно будет зависеть от материала, но в большей степени он будет зависеть от того, как выстроена вся конструкция в целом, включая незначительные мелочи.

Деревянная голова

Факт того, что дерево используется в качестве корпусов для головок, полагаю, никого не удивит. Поэтому в общеознакомительном качестве я это даже рассматривать не буду, но о нескольких необычных решениях все же расскажу.

Например, в японской компании Miyajima Laboratory работает всего шесть человек, включая идеолога и основателя Нориюки Мияджима. И они занимаются именно головками, причем не только стерео, но даже и моно, предназначенными для шеллачных 78-оборотных пластинок. Корпуса этих головок сделаны из черного и розового дерева (но мы уже решили, что это не новость), но вот у недавно выпущенной старшей модели Miyajima Маdake еще и бамбуковый иглодержатель, причем из какого-то крайне редкого сорта этого типа дерева. Можно сказать, что это противоположность алмазными или рубиновым иглодержателям. Безусловно, подобные изобретения очень интересно изучать и в теории, и на практике.

1432199937 madake09Головка звукоснимателя Miyajima Маdake с бамбуковым иглодержателем.

Обзор такой группы тонармов как тангенциальные. Поближе познакомимся с их интересными качествами и преимуществами.

2292 1

Источник