Как сделать тампонную печать

Клише для машин тампонной печати

Тампонная печать


Тампонная печать – довольно новый печатный процесс по сравнению с трафаретной или офсетной печатью. Он начал интенсивно развиваться с появлением возможности делать тампоны из высококачественного силиконового каучука, и за прошедшие двадцать лет существенно развился. Благодаря свойственной силикону малому коэффициенту смачиваемости тампон из силикона «отталкивает» многие жидкости, включая краску, и соответственно, при соприкосновении тампона с другими объектами легко отдает краску на эти объекты. Эта особенность силиконовых тампонов, дает нам возможность печатать на поверхностях различных материалов, имеющих неправильную форму, не имеющих гладкой поверхности, а так же на наклонных и вертикальных поверхностях. Характерным примером сложной поверхности является поверхность грецкого ореха.

Использование.

Тампонная печать это технология для печати на самых разнообразных изделиях как по форме так и по размеру. Тампонная печать может использоваться для печати практически на любых поверхностях, например:

Машина для тампонной печати

Основные составляющие машины для тампонной печати:

В усовершенствованных моделях тампонных станков основные конструктивные элементы дополняются механизмами подачи, съема и системой позиционирования (приводки) запечатываемых предметов при работе на высокой скорости. Тампонные машины в подавляющем своем большинстве работают на возвратно-поступательном принципе движении: тампон поочередно забирает краску с клише и переносит ее на запечатываемую поверхность. Исключением являются машины тампонной печати с тампоном в виде цилиндра. Данный тип ротационных тампонных машин предназначен для печати на круглых (в обкатку) или плоских объектах на высокой скорости.

Клише для машин тампонной печати


Толстые стальные пластины.
Стальное клише это самый старый тип клише для тампонной печати. Изготавливают стальные клише из закаленной стали толщиной 10 мм. Экстремальное качество и тиражестойкость стального клише не менее 1 000 000 (. ) гарантируемых циклов. Однако достаточно дорогое оборудование для травления стальных клише, необходимо иметь помещение с вытяжкой для размещения травильного оборудования. Стальное клише используется на производствах с большой производительностью и редкими сменами дизайнов наносимого изображения.

Тонкие стальные пластины. Относительно новый тип клише изготавливается же из закаленной стали толщиной от 0.5 до 1 мм. Удачная попытка уменьшения стоимости изготовления клише, путем уменьшения тиражестойкости с одновременным сохранением высокого качества как у стального клише. Все оборудование необходимое для засветки и травления, как правило, дешевле, чем у толстых стальных клише (пластин), но по-прежнему необходимо помещение с вытяжкой для травильного оборудования. Однако нередко можно выбрать компромиссный вариант: заказывать травление стальных клише на стороне, например у нас (тел. (095)737-0723), в этом случае не надо иметь специально оборудованное помещение.

Фотополимерные клише Алюкорекс. Наиболее разумный выбор для малых и средних производств! Цены на клише Алюкорекс сопоставимые с ценами на тонкие стальные пластины, но не надо покупать оборудование для травления. Процесс изготовления клише Алюкорекс очень прост, быстр и дешев. У клише Алюкорекс фиксированная глубина травления, тиражестойкость на уровне 50 000-75 000 циклов. Однако известен случай, когда на закрытой (!) ракельной клише аллюкорексе выдержал 230 000 циклов. Так же мы знаем печатника, у которого ВСЕ формы (клише) на аллюкорексе прослужат более 100 000 циклов

Типы печатных тампонов

Тампоны производятся и продаются самых разнообразных размеров, форм и степеней жесткости. Тип используемого тампона зависит от запечатываемой поверхности и печатаемого дизайна. Жесткие тампоны в основном имеют больший срок службы и хорошую четкость печати, хотя они не всегда подходят для печати на хрупких поверхностях. При многокрасочной печати, при подборе формы или жесткости тампонов, следует учитывать также различную кроющую способность цветов у одной и той же серии красок.

Процесс тампонной печати

Не принимая во внимание конструктивные особенности машины, в печатном цикле выделяют пять основных стадий. Во время прохождения этих стадий изменения, происходящие с краской, помогают объяснить, как работает процесс тампонной печати.

Шаг 2 – Забор краски. Тампон располагается непосредственно над клише, опускается на клише для того, чтобы забрать краску и затем поднимается снова. Физические изменения, происходящие в краске, которые происходят после удаления краски с пробельных элементов клише, в сочетании со значительным давлением силиконового тампона в момент прижима к клише, являются причиной того, что краска переходит из углублений клише (печатных элементов), прилипая к тампону. Не редко печатники пытались увеличить количество краски, переносимое на тампон, углубляя клише (увеличивая время травления), полагая, что чем больше краски в клише, тем больше краски передастся на тампоне, а значит и на запечатываемую поверхность. Это представление основывается на заблуждении, будто тампон забирает 100% краски с клише. Реально, только часть краски действительно забирается тампоном. Другими словами, таким способом можно добиться лишь незначительного увеличения количества переносимой краски.

Шаг 3 – Ход тампона. После того, как тампон поднялся с клише, и вернулся в свое исходное, вертикальное положение, он движется в сторону изделия до тех пор, пока не будет располагаться над запечатываемым изделием. На этой стадии процесса у краски достаточно липкости только для того, чтобы удержаться на тампоне. В это время на поверхности тампона происходят следующие процессы: растворитель испаряется из слоя краски (в атмосферу), и одновременно проникает внутрь тампона, уменьшая эффект прилипания между краской и тампоном.

Шаг 4 – Перенос краски. Тампон под давлением прижимается к поверхности предмета, деформируется в соответствии с формой запечатываемого предмета и переносит краску на поверхность предмета. Правильно подобранный по жесткости тампон даже при сильном давлении должен плотно прижиматься к запечатываемой поверхности, и не скользить по ней. Правильно подобранный по форме тампон не должен образовывать «краевых углов» с поверхностью, т.к. в этом случае между тампоном и изделием будет находиться воздух, который воспрепятствует правильному переносу краски.

Шаг 5 – Возврат тампона. Тампон поднимается с запечатываемой поверхности и вновь принимает свою исходную форму, но на его поверхности уже нет и следа краски. Как говорилось в описании Шага 3, краска подвергается изменениям во время хода тампона и не так прилипает к тампону. А т.к. прилипание (адгезия) между краской и запечатываемой поверхностью больше, чем между краской и силиконовым тампоном, то в результате происходит почти полный перенос краски на запечатываемое изделие. Поэтому тампон становится чистым и готов к следующему печатному циклу.

Процесс тампонной печати

Добавление растворителей

1. В начале каждой смены, заливали новую смесь красок и добавляли определенное количество растворителя (25/75% смесь отвердителя и разбавителя).

2. Каждый час, каждая машина останавливалась (даже если качество печати оставалось хорошим) и в красочную ванну добавлялось определенное количество растворителя.

Тот растворитель, что использовали летом в Москве, когда Вы учились тампонной печати, не будет работать зимой в Архангельске, если только печатники в Москве и Архангельске не работают в кондиционируемых помещениях с одинаковой температурой и влажностью. Обычно, при продаже красок для тампонной печати, предлагается некий стандартный набор растворителей, подходящий для некого стандартного климата. Но это не страшно, всегда, можно смешать свой собственный состав. Используйте самый быстрый разбавитель, предлагаемый производителем тампонных красок, как основу, и затем добавьте растворитель помедленнее перед тем, как смешать с краской. Никогда не добавляйте очень медленный отвердитель прямо в краску, которая находится в красочной ванне тампонного станка, т.к. краска как бы «свернется» и ее придется выбросить. Всегда сначала смешивайте отвердитель с быстрым разбавителем. При смешивании различных растворителей и тампонных красок, следуйте инструкциям производителя. Пользуйтесь весами для взвешивания компонентов и записывайте состав каждой смеси, которую вы делаете. Кроме того, никогда не смешивайте растворители разных производителей.

Контроль над подачей краски

Другой альтернативой для уменьшения испарений из красочной ванны является использование закрытой ракельной системы. При использовании закрытой ракельной системы Вы можете не опасаться изменений погоды за вашим окном, и не думать пойдет ли сегодня дожди или нет, когда будете мешать краску для тиража.

Тампонная печать


Тампонная печать – довольно новый печатный процесс по сравнению с трафаретной или офсетной печатью. Он начал интенсивно развиваться с появлением возможности делать тампоны из высококачественного силиконового каучука, и за прошедшие двадцать лет существенно развился. Благодаря свойственной силикону малому коэффициенту смачиваемости тампон из силикона «отталкивает» многие жидкости, включая краску, и соответственно, при соприкосновении тампона с другими объектами легко отдает краску на эти объекты. Эта особенность силиконовых тампонов, дает нам возможность печатать на поверхностях различных материалов, имеющих неправильную форму, не имеющих гладкой поверхности, а так же на наклонных и вертикальных поверхностях. Характерным примером сложной поверхности является поверхность грецкого ореха.

Использование.

Тампонная печать это технология для печати на самых разнообразных изделиях как по форме так и по размеру. Тампонная печать может использоваться для печати практически на любых поверхностях, например:

Машина для тампонной печати

Основные составляющие машины для тампонной печати:

В усовершенствованных моделях тампонных станков основные конструктивные элементы дополняются механизмами подачи, съема и системой позиционирования (приводки) запечатываемых предметов при работе на высокой скорости. Тампонные машины в подавляющем своем большинстве работают на возвратно-поступательном принципе движении: тампон поочередно забирает краску с клише и переносит ее на запечатываемую поверхность. Исключением являются машины тампонной печати с тампоном в виде цилиндра. Данный тип ротационных тампонных машин предназначен для печати на круглых (в обкатку) или плоских объектах на высокой скорости.

Клише для машин тампонной печати


Толстые стальные пластины.
Стальное клише это самый старый тип клише для тампонной печати. Изготавливают стальные клише из закаленной стали толщиной 10 мм. Экстремальное качество и тиражестойкость стального клише не менее 1 000 000 (. ) гарантируемых циклов. Однако достаточно дорогое оборудование для травления стальных клише, необходимо иметь помещение с вытяжкой для размещения травильного оборудования. Стальное клише используется на производствах с большой производительностью и редкими сменами дизайнов наносимого изображения.

Тонкие стальные пластины. Относительно новый тип клише изготавливается же из закаленной стали толщиной от 0.5 до 1 мм. Удачная попытка уменьшения стоимости изготовления клише, путем уменьшения тиражестойкости с одновременным сохранением высокого качества как у стального клише. Все оборудование необходимое для засветки и травления, как правило, дешевле, чем у толстых стальных клише (пластин), но по-прежнему необходимо помещение с вытяжкой для травильного оборудования. Однако нередко можно выбрать компромиссный вариант: заказывать травление стальных клише на стороне, например у нас (тел. (095)737-0723), в этом случае не надо иметь специально оборудованное помещение.

Фотополимерные клише Алюкорекс. Наиболее разумный выбор для малых и средних производств! Цены на клише Алюкорекс сопоставимые с ценами на тонкие стальные пластины, но не надо покупать оборудование для травления. Процесс изготовления клише Алюкорекс очень прост, быстр и дешев. У клише Алюкорекс фиксированная глубина травления, тиражестойкость на уровне 50 000-75 000 циклов. Однако известен случай, когда на закрытой (!) ракельной клише аллюкорексе выдержал 230 000 циклов. Так же мы знаем печатника, у которого ВСЕ формы (клише) на аллюкорексе прослужат более 100 000 циклов

Типы печатных тампонов

Тампоны производятся и продаются самых разнообразных размеров, форм и степеней жесткости. Тип используемого тампона зависит от запечатываемой поверхности и печатаемого дизайна. Жесткие тампоны в основном имеют больший срок службы и хорошую четкость печати, хотя они не всегда подходят для печати на хрупких поверхностях. При многокрасочной печати, при подборе формы или жесткости тампонов, следует учитывать также различную кроющую способность цветов у одной и той же серии красок.

Процесс тампонной печати

Не принимая во внимание конструктивные особенности машины, в печатном цикле выделяют пять основных стадий. Во время прохождения этих стадий изменения, происходящие с краской, помогают объяснить, как работает процесс тампонной печати.

Шаг 2 – Забор краски. Тампон располагается непосредственно над клише, опускается на клише для того, чтобы забрать краску и затем поднимается снова. Физические изменения, происходящие в краске, которые происходят после удаления краски с пробельных элементов клише, в сочетании со значительным давлением силиконового тампона в момент прижима к клише, являются причиной того, что краска переходит из углублений клише (печатных элементов), прилипая к тампону. Не редко печатники пытались увеличить количество краски, переносимое на тампон, углубляя клише (увеличивая время травления), полагая, что чем больше краски в клише, тем больше краски передастся на тампоне, а значит и на запечатываемую поверхность. Это представление основывается на заблуждении, будто тампон забирает 100% краски с клише. Реально, только часть краски действительно забирается тампоном. Другими словами, таким способом можно добиться лишь незначительного увеличения количества переносимой краски.

Шаг 3 – Ход тампона. После того, как тампон поднялся с клише, и вернулся в свое исходное, вертикальное положение, он движется в сторону изделия до тех пор, пока не будет располагаться над запечатываемым изделием. На этой стадии процесса у краски достаточно липкости только для того, чтобы удержаться на тампоне. В это время на поверхности тампона происходят следующие процессы: растворитель испаряется из слоя краски (в атмосферу), и одновременно проникает внутрь тампона, уменьшая эффект прилипания между краской и тампоном.

Шаг 4 – Перенос краски. Тампон под давлением прижимается к поверхности предмета, деформируется в соответствии с формой запечатываемого предмета и переносит краску на поверхность предмета. Правильно подобранный по жесткости тампон даже при сильном давлении должен плотно прижиматься к запечатываемой поверхности, и не скользить по ней. Правильно подобранный по форме тампон не должен образовывать «краевых углов» с поверхностью, т.к. в этом случае между тампоном и изделием будет находиться воздух, который воспрепятствует правильному переносу краски.

Шаг 5 – Возврат тампона. Тампон поднимается с запечатываемой поверхности и вновь принимает свою исходную форму, но на его поверхности уже нет и следа краски. Как говорилось в описании Шага 3, краска подвергается изменениям во время хода тампона и не так прилипает к тампону. А т.к. прилипание (адгезия) между краской и запечатываемой поверхностью больше, чем между краской и силиконовым тампоном, то в результате происходит почти полный перенос краски на запечатываемое изделие. Поэтому тампон становится чистым и готов к следующему печатному циклу.

Источник

Тампопечать — технология для массового применения

tampopechat tehnologija dlja massovogo primenenija photo big

Тампонная печать точна, у нее обширная палитра цветов. Технология позволяет переносить графические знаки, логотипы, текст на поверхность из пластика, стали, стекла и других материалов. Благодаря долговечности нанесенных изображений технология получила широкое распространение в разных сферах промышленности.

Впервые методику применили швейцарские часовщики. В XIX веке они переносили декор на циферблаты с помощью желатиновых роллеров, заменяя ими кропотливую и трудоемкую ручную роспись. Методику изобрел французский полиграфист. Она обеспечивала качество рисунка, но была несовершеннна из-за пониженной тиражестойкости — в пределах 1500—2000 оттисков.

Желатин химически неустойчив и непрочен, поэтому до середины ХХ века тампоны из него применяли редко.

В 1965 году инженер Уилфрид Филлип после экспериментов с сырьем для роллеров изобрел более устойчивые детали. Он создал элементы из силикона, вулканизированного холодным способом. Они были надежные, гибкие и химически стойкие. Немецкий инженер разработал электроприводную машину с новыми роллерами, и этого момента популярность тампонной печати стала стабильно возрастать.

У. Филлип впервые показал сконструированное им оборудование на выставке в Дюссельдорфе в 1972 году. До этого машин и способов печати по объемным, изогнутым предметам не существовало. Первыми заказчиками инженера стали швейцарские часовщики, еще сто лет назад пользовавшиеся схожими методиками.

tampopechat 5Сегодня с помощью тампопечати можно нанести картинку на любой предмет

Особенности технологии

В тампонной печати используют плоские пластинчатые формы с углублениями. Их изготавливают из стали (первоначально мастера работали с медными пластинами), фотополимеров. От сырья зависит износоустойчивость клише. Если оно металлическое, рельеф вытравливают по будущему оттиску.

Сегодня в тампонной печати используют роллеры из полиэфируретана, силиконового каучука. Это элементы размером 5—7 мм, гибкие, с легкостью принимающие форму предметов. Тиражестойкость (рабочий ресурс) зависит от сырья и составляет 10―100 тысяч оттисков.

Тампопечать — метод печати, при котором применяют специальные краски. В их составе имеются растворители, разъедающие поверхность предмета. Цветной пигмент впитывается в слой, а после высыхания становится с ним единым целым. Результат — гладкая, однородная поверхность, на которой крепко держится изображение.

Полиграфисты подбирают составы под сырье обрабатываемых объектов — стекло, пластики, металлы. Цвета для работы определяют под требования заказчиков — из палитры Pantone, с эффектом свечения, металлизацией и так далее.

Нанесение красок на растворителях «по сырому» схоже с многоцветным трафаретным способом. Можно работать одновременно с несколькими цветами, обеспечивая улучшенное качество растровой тампопечати.

tampopechat 4Оператор станка тампопечати должен уметь работать с разными материалами/красками

Основы печатного процесса

Для печати тампонным методом нужен макет. Его изготавливают электронным способом, ориентируясь на тип оборудования и поверхность изделия. После проверки дизайн-макета на соответствие техническим параметрам печати выполняют цветоделение — раскладывают оригинальное изображение на фотоформы. Для каждой используется отдельная краска.

Производственный процесс состоит из следующих этапов:

Если печатные формы готовят на производстве, скорость изготовления тиража увеличивается. Благодаря внутрицеховому контролю качество оттисков тоже растет.

Сфера применения

Популярность тампопечати обусловлена широтой сфер ее применения. Это универсальный метод для изготовления сувенирной, корпоративной продукции с логотипами. В промоиндустрии спросом пользуется нанесение изображений этим способом на ручках, чашках, пепельницах, брелоках, ежедневниках, зажигалках и подобных брендированных товарах. Способ экономически выгоден и оперативен — партию изделий заказчик получает в сжатые сроки.

tampopechat 3Наносить изображения можно даже на хрупкие предметы

Кроме маркетинга и создания корпоративных сувениров, тампопечать используют в:

Преимущества и недостатки

У тампопечати немало достоинств. Она подходит для обработки твердых предметов из пластика, полиэтилена, POS-материалов, стекла, дерева и металла. Метод прост в применении, финансово выгоден заказчику и производителю.

Среди прочих преимуществ технологии:

tampopechat 1Для высокоточной тампопечати есть специальные машины

У тампопечати есть недостаток — чрезмерно искривленные поверхности слабо поддаются обработке. Также нельзя работать с рисунками больших размеров. Максимальная ширина изображений на ручках — 55 мм, высота — 7-10 мм. На более крупных предметах (кружках, пепельницах) рисунок может достигать размеров 80х60 мм.

Процесс тампопечати показан на видео:

Источник