Как сделать тамбурин своими руками

admin

Делаем бубен своими руками

01 buben

Недавно, я был в гостях у человека, у которого дома на стене весел бубен. Мы отдыхали, и зашла речь об этом экзотическом инструменте. Знакомый похвастался, что ни-то ему где-то его подарили, ни-то он где-то купил и вот теперь эта уникальная часть интерьера (в его случае) украшает его стену. После чего он дал мне с ним поиграться. Честно, я даже не представлял, что это такое. Я просидел с ним до конца вечера и не хотел его отдавать. С этим музыкальным инструментом останавливается время.

Дома я залез в интернет и почитал, что чем больше диаметр у бубна, тем гуще его и без того объемный звук. Послушал разных исполнителей и принял решение, что я хочу себе такую штуку. Только большего размера (50 см), чем у товарища (примерно 35 — 40 см в диаметре). Цены, конечно, на такое изделие кусаются и колеблются в районе 6000 — 12000 рублей. И поэтому решил я сделать бубен сам. Начал искать информацию в сети — ее оказалась не так уж и много. А полезной вообще одна статья размноженная по всей сети. Но, «да обретет ищущий», на каком-то ресурсе я нашел очень подробное описание с картинками, по которому я и решил делать свой будущий «останавливатель времени». В данной статье я подробно опишу в деталях весь процесс создания бубна своими руками. Фотографии мне любезно предоставил автор руководства, за что ему огромное спасибо.

С чего начать?
Для начала нужно определиться с размером. Как я писал я уже запланировал бубен размером в 50 см. Как Вы понимаете перед Вами сразу же станет вопрос с кожей — основной ингредиент. Для бубна необходима козья кожа особой выделки (пергаментная кожа). Козья кожа наиболее прочная и долговечная. Через интернет я нашел человека, который занимается изготовлением этой кожи для бубнов, барабанов etc. Если кому либо нужен адрес продавца пишите обязательно скажу. У него как раз оказалась кожа необходимого для меня размера — 64 сантиметра. Сделав несколько простых расчетов, я пришел к умозаключению, что на 50 сантиметров мне этого должно хватить, впритык, но должно.

Над тем из чего делать обечайку (рама на которую натягивается кожа) я долго не думал – фанера. Вообще по технологии она делается из цельной доски лиственных пород. Я придерживаюсь мнения, что это происходило из-за отсутствия нормальных материалов. Так вот, был куплен лист березовой фанеры трехслойный первого сорта. Оговорюсь сразу, что нужно брать из березы, из хвои не подойдет.

Что понадобится для всего этого процесса.

02 buben

Первым делом необходимо сделать обечайку. Я решил делать ее диаметром 50 см, шириной 55 мм, и толщиной как получится. )))) Ну на самом деле толщина должна быть минимум 10 мм. Толщина фанеры 3мм. Поэтому, я решил делать 4 слоя 12 — 15 мм (учитывая клей)

И первым делом необходимо соорудить шаблон, по которому будет делаться бубен.

Делаем шаблон для обечайки.

Что он из себя представляет — квадрат ДСП 60 на 60 в котором вырезан круг диаметром 50 сантиметров. В двух сантиметрах от края круга на расстоянии

5 см друг от друга делаются по окружности отверстия сверлом 2,8 мм.

03 buben

Такой большой плиты 60х60 не у каждого можно найти в свободном виде. А вот сделать шаблон из обрезков куда проще. У меня нашлось три обрезка ЛДСП 25х75 см. Я их сложил и скрепил дощечками шириной 10 см, толщиной 10 мм.

04 buben

И это оказалось даже к лучшему Поскольку деревоплита благодаря дощечкам находилась по центру будущей обечайки.
05 buben

Далее необходимо вырезать круг необходимым диаметром. В моем случае это 50 см.Делается это следующим образом: от углов нужно провести диагонали, на их пересечении получится центр, куда необходимо закрутить саморез. Затем берете веревку или нитку, делаете две петелечки с обоих концов, так чтобы длина равнялась радиусу нужной окружности (25 см). Один конец набрасываете на саморез, а другой на маркер или карандаш и чертите круг. Внутри него нужно сделать отверстие перьевым сверлом по дереву, для того, чтобы свободно могло пройти полотно электролобзика. После этого смело можно вырезать круг. Затем необходимо сделать сверлом 2,8 мм функциональные отверстия и вбить в них приготовленные гвозди 100х3 мм. Рекомендуется сразу же выровнять шляпки по одной плоскости с дощечками. Вот как выглядит собранный шаблон

06 buben

Делаем обечайку.

На листе необходимо разметить 4 будущие полоски шириной 55 мм. И приложив линейку, отрезать заготовки канцелярским ножом. Почему не лобзиком? Ну ребят, мы ж музыкальный инструмент делаем. Тут не сильно долбаться, на все про все с разметкой минут 20 – 30 уходит.

07 buben

После, того как Вы отрежете полоски, их края нужно слегка отшлифовать наждачкой и сложить в ванну наполненную горячей (насколько это возможно) водой. Температура воды у меня была градусов 45.

Для чего замачивалась фанера? чтобы придать в шаблоне ей форму круга. При намокании вы задаете нужную форму и оставляете будущее изделие до полного высыхания в помещении с низкой влажностью. На выходе у вас сухая заготовка почти необходимой формы.

В принципе можно фанеру и не замачивать, сэкономите день, но с менее упругой заготовкой работать проще, поскольку она меньше сопротивляется при склеивании слоев, и наиболее плотно примыкает друг к другу.

Пока размокает фанера, не нужно терять время, необходимо сделать маленькие брусочки из такой же доски как на шаблоне. Размером 50х20мм. Ровно столько, сколько вбито гвоздей.

08 buben

Для чего они нужны? Все эти гвозди в деревоплите, для того, чтобы резинками притягивать фанеру к шаблону, формируя правильную форму, а так же прижимать слои для склейки. Я по достоинству оценил ход инженерной мысли. Об этом я нигде в сети не прочел. Самые доступные и удобные это денежные резинки, но есть один нюанс, на самом деле денежная резинка, когда ее много это большая сила, способная выгнуть вашу обечайку, превратив ее в нечто похожее на обод велосипедного колеса. Вот именно по этой причине и нужны эти брусочки, благодаря которым сила будет распределена правильно. Более наглядно это показано на иллюстрации ниже

09 buben

Фанера должна увлажнятся около часа, после чего ее нужно уложить в шаблон и отправить на сушку.
Помните! Фанера должна сохнуть в помещении с низкой влажностью, иначе они полностью не высохнут и не примут необходимой формы!
То, что листы лежат с перехлестом, на данном этапе это абсолютно не имеет никакого значения.

10 buben

Сохнуть фонера будет не меньше 2-х дней. Лучше оставить этот момент до следующих выходных. Вообще я думаю такая вещь, как бубен спешки не терпит. Это же не просто инструмент. Вообще это очень круто, взять довольно простой в изготовлении резонатор, обвесить его полумистической смысловой атрибутикой и относиться к нему, как к фортепьяно Petroff, а себя в свете этого всего видеть на одной ступеньке с сами Страдивари. Класс!

Далее лесты укладываются и склеиваются по спирали Архимеда. Особо это технологию не усложняет, просто в конце нужно будет сошкурить получившиеся «ступеньки» снаружи и внутри обечайки. В моем же случае получилось так, что самый внешний лист совпал размер в размер. Соответственно я с ним ничего не делал, просто прошелся шкуркой по внутренней стороне, к которой будет клеиться второй слой. Второй лист укладывается внутрь на клей и зажимается резинками и на сушку.

Почему каждый слой мы укладываем внутрь, а не наружу? Фанера, не важно размачивали вы ее или нет, стремится расправиться, и находясь внутри предыдущего слоя она стремится к нему прижаться, тем самым действуя с прижимными резинками в одном направлении. А когда вы накладываете с внешней стороны она стремится распрямиться (оторваться).

Клей
Вы можете использовать, как эпоксидный двухсоставной клей, так и влагостойкий ПВА (американский Титибон). Я согласен с автором руководства, что эпоксидка лучше удовлетворяет нашим требованиям, ну и сам процесс немного сложнее поэтому в рамках данной статьи речь пойдет об эпоксдном клее. Выбирайте клей соответствующий поставленной задаче. Существует великое многообразие, но всё упирается во время работы с клеем. Необходимо, что бы он был в рабочем состоянии около полутора часов. Он и лучше пропитывается с фанерой, и вы можете нормально работать, не боясь за время. Все импортные клеи и шприцы, как правило твердеют, что с ними нельзя работать, за 5 минут. А ведь, нужно успеть нанести клей на поверхность, вложить приклеиваемый слой и прижать его резинками, а это займет не менее 15. Поэтому для наших целей подойдет обычный эпоксидный клей. Дешево и сердито, а главное, что он ничем не хуже импортных после застывания. Но, как всегда есть НО – он может быть плохой. А зависит это, от массы причин, компоненты насытились кислородом или просрочен отвердитель, не суть, важно, что в результате вы получите не застывший, как камень клей, а нечто гибкое и непонятное. Да плюс ко всему вы и развести можете неправильно. И тут на помощь приходит старый, но стопроцентный способ

Кстати, для тех, кто редко работает с этим клеем. Не надо это делать кисточкой – это буржуйство. Потому что после одного раза она застывает и превращается в палку. Поэтому возьмите, какую ни будь реечку, намотайте на нее кусочек тряпочки и вуаля – кисточка готова.

НЕ ЗАБЫВАЕМ РАБОТАТЬ В ПЕРЧАТКАХ

На заметку. Одна из причин плохого застывания эпоксидки – температура в помещении ниже 20 градусов. Будьте внимательны.

11 buben

Эпоксидке для полного высыхания необходимы сутки. По прошествии этого времени повторяете данную операцию с третьим слоем и еще через сутки с четвертым.

12 buben

13 buben

Бубен всегда дышет, то насыщаясь влагой, то теряя ее. Натяжение становится слабее при высокой влажности, и при игре может быть неприятное дребезжание мембраны о торец обечайки. Поэтому и желательно сделать это ребро ребро, тогда кожа будет прилегать к линии, а не к плоскости.

14 buben

Данную процедуру можно сделать, нождачкой или напильником и у Вас всё получится, но это будет не идеально, долго и трудозатратно. Проще прийти к мебельщикам или в столярную мастерскую, где вам это выберут фрезой, как я и поступил. Обошлось мне это в 300 рублей. А им в 5 минут работы. Получилось очень красиво. Затем нужно обечайку покрыть лаком в несколько слоев, так как она длительное время будет контактировать с водой при натяжке кожи, да и в любом случае хуже от этого не будет уж точно. Можете также перед этим заколеровать ее в какой нибудь цвет или оставить, как есть. Это уже по вашему желанию.

14 buben 2

Натяжка кожи.

Теперь осталось натянуть кожу. Кожи необходимо заказывать два куска: на мембрану и на ремешки для натяжки. Мембрану замачиваете в воде комнатной температуры, кожу для ремешков, нужно немного размягчить опустив ее в воду, чтобы нарезать ее полосками . вдоль позвоночника. лентами по 5 мм шириной. после чего положить их в воду к мембране.

15 buben

16 buben

По истечению суток необходимо приступать к натяжке. Нужно учитывать, что кожа очень быстро сохнет. Поэтому ее всегда нужно смачивать. Для этих целей проще расстелить на полу пленку, защипить края, чтобы сделать бортики и налить туда воду. Это Ваш рабочий стол в котором Вы будете работать.

17 buben

Кожу необходимо класть мездрой вверх. На нее кладется обечайка «острым» ребром. На коже, примерно в сантиметре — двух от края (насколько Вам позволяет размер кожи) и на расстоянии 5-6 см друг от друга пробиваются отверстия в 3 мм. Отверстия можно пробивать шилом или ножом, но лучше это делать пробойником или специальным дыроколом для кожи.

Далее необходимо стянуть противоположные края шпагатом. Для равномерной натяжки натяните сначала два противоположных отверстия, а потом 2 перпендикулярных им и так далее.

18 buben
Натянув таким образом кожу, нужно наметить фломастером ориентировочную окружность на коже, чтобы она минимум была от края на 2 см максимум примерно в 4 сантиметрах. В идеале 4, но на практике нужно ориентироваться относительно того куска кожи, которым Вы располагаете.

По инструкции нужно делать так: отступить 2 сантиметра от края к центру. Наметить через каждые 2 сантиметра по всей окружности будущие отверстия, после отступить еще два сантиметра к центру и отметить напротив каждого отверстия еще по одному. После этого отступить 2 сантиметра, и отрезать лишнюю кожу.

19 buben

После делается сам кисетный шов. Ремешок, моделирующий карман можно пропускать через отверстия, как вам нравится, это не принципиально. В данном примере показан обвивной шов.
В качестве натягивающего ремешка хорошо подходит капроновая веревка.

20 buben

Когда всё готово, нужно поставить обечайку на место и затянуть ремешок, максимально прикладывая к этому свои силы. Нужно подойти к этому ответственно

Крестовина.

После всего необходимо сделать крестовину. Для этого нужно мысленно разбить окружность бубна на 8 сегментов, и в имеющиеся отверстия, для формирования кисетного шва продеть кожаные ремешки и привязать их. Второй конец крепится к кольцу. Кольцо должно быть прочным или металлическим, или деревянным, или пластиковым, всё равно. Приведу вам несколько примеров, чтобы было проще искать. Это могут быть кольца от карниза (деревянного или металлического несколько штук) или например можно купить в магазине мебельной фурнитуры пластиковый люверс для штор — он дешевый (20 — 30 рублей) и прочный. Связывать нужно противоположные ремешки, чтобы регулировать центровку кольца.

Как вязать узлы. Их не нужно вязать, всё гораздо проще: просто обматываете кольцо несколько раз, производите натяжку, потом делаете пару витков вокруг ремешка, и спомощью какой ни будь металлической петелечки протягиваете оставшейся конец под эти два витка, и хорошенько затягиваете его, например плоскогубцами. Семелее. Не бойтесь Если порвете ремешок, возьмете новый. Зато поймете, как нужно тянуть. После того, как высохнет кожа отрежете торчащие ленты и у Вас получится идеальное плетение

Когда всё закончено перед вами 8 натянутых ремешков.

21 buben

Каждые ремешок дополнительно лучше усилить еще одним, обмотав им нижний.

22 buben

После этого ремешками обматывается каждая пара между собой. Вот крестовина и готова. Да что крестовина, Бубен готов. Ему только останется высохнуть. А полностью зазвучит он через несколько дней.

23 buben

Если Вы сделаете всё по инструкции у Вас обязательно получится.
У меня же получилось. Хочу отметить, что это безусловно интересный инструмент, с очень сильными вибрациями, широким спектром, как звука, так и стилей игры, а так же мощным успокаивающим воздействием.

24 buben

25 buben

Дальше нужно обмотать крестовину более мягким материалом, например замшей, и сформировать подушечку, потому что пергаментная кожа может натереть мозоли. Так же можно украсить инструмент, соответствующей атрибутикой, и рисунком на мембране, как только вашей душе угодно. В следующих руководствах, я расскажу, как наносить рисунок на бубен и делать колотушку.
Читайте также:
как сделать очень удобную и красивую колотушку для бубна
Спасибо за внимание.

Источник

Как сделать тамбурин своими руками

%D0%B0%20%D0%B1%D1%83%D0%B1%D0%B5%D0%BD%20666

Сегодня мы поговорим о том, как самому сделать настоящий шаманский бубен своими руками в домашних условиях. Также рассмотрим магические методики и технологии самостоятельного изготовления бубна шамана с подробным описанием и наглядными фото. Узнаем, как впадать в транс и совершать путешествие в Мир Духов с помощью шаманского бубна

Чтобы в Ваших руках родился бубен, настоящий бубен, нужно стать чутким — как лесная лань, терпеливым — как смиренный монах, стойким в своем намерении — как непреступная скала, спокойным — как гладь высокогорного озера, страстно ждущим – как влюбленный юноша, и конечно, охраняющим и любящим – как мать-волчица. И тогда, конечно, случится чудо – рождение нового звонкого бубна!

Невозможно передать ощущение когда впервые натянута мокрая кожа на обод, как проходят часы и у тебя на глазах кожа темнеет, и, высыхая, превращается в мембрану, когда бойко прикасаясь пальцами к поверхности, ты начинаешь слышать первые звуки своего бубна, еще только отдаленно напоминающие гулкие ритмы. Это истинная мистерия рождения Предмета Силы!

%D0%B1%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%20666

Шаманский бубен необходим для осуществления сеанса потому, что он уносит своего хозяина в «Середину Мира», позволяет ему летать в пространстве, призывает и «пленяет» духов, и, наконец, потому, что гудение бубна позволяет шаману сосредоточиться и снова завязать контакт с духовным миром, к путешествию по которому он готовится.

Как мы помним, некоторые инициационные сны будущих шаманов включали мистическое путешествие в «Середину Мира», к месту Космического Древа и Господа Вселенной. Одной из ветвей именно этого Древа Господь позволяет упасть для того, чтобы шаман сделал из нее обод своего бубна. Значение этой символики, по нашему мнению, явно исходит из комплекса, в который она (символика) включена: связь между Небом и Землей при посредничестве Древа Мира, то есть через Ось, которая находится в «Центре Мира». Именно потому, что обруч его бубна сделан из древесины самого Космического Древа, шаман, ударяя в бубен, магически переносится к этому Древу; он переносится к «Середине Мира» и, одновременно, может вознестись на Небо.

%D0%B1%D0%B5%D0%BD%20666

Рассматриваемый с этой точки зрения, бубен может отождествляться с шаманским деревом, по ступеням которого шаман символически восходит на Небо. Влезая на березу или ударяя в бубен, шаман приближается к Древу Мира и затем успешно на него взбирается. У сибирских шаманов есть также свои личные деревья, которые являются не чем иным, как прототипом Космического Древа; некоторые используют также «перевернутые деревья», то есть установленные корнями вверх, которые, как известно, относятся к наиболее архаическим символам Древа Мира. Все это, вместе с уже описанными связями между шаманом и церемониальными березами, указывает на взаимозависимость между Мировым Древом, шаманским бубном и вознесением на Небо.

%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%B1%D0%B0%D0%B9%20666

%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%B1%D1%83%D1%81%20666

Церемония «оживления бубна» чрезвычайно интересна. Когда алтайский шаман окропляет его пивом, обруч «оживает» и через посредничество шамана рассказывает о том, как дерево, из которого он происходит, росло в лесу, как его срубили, принесли в деревню и т. д. Затем шаман окропляет кожу бубна, которая также, «оживая», рассказывает о своем прошлом. Голосом шамана животное повествует о своем рождении, своих родителях, детстве и всей своей жизни вплоть до момента, когда оно было убито охотником. Заканчивает оно заверением в том, что окажет шаману многочисленные услуги. В другом алтайском племени, у тубаларов (черных татар), шаман наследует голос и походку животного, таким образом оживленного.

Как показали Л. Потапов и Г. Будрусс, животное, которое шаман «реанимирует», является его alter ego, самым могущественным духом-помощником; когда оно входит в шамана, он превращается в териоморфного мифического предка. Таким образом становится понятным, почему во время обряда «оживления» шаман должен рассказать о жизни животного-бубна: он поет о своей модели, образце, первичном животном, являющемся началом его племени. В мифические времена каждый человек племени мог превращаться в животное, то есть каждый мог принять состояние своего предка. Сегодня такие интимные связи с мифическими предками доступны исключительно шаманам.

%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B1%D0%B5%D0%BD%20666

%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B1%D0%BE%D0%BD%20666

%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0%20%D0%BC%D0%B5%D1%87%D1%82%D1%8B%20666

6%20meendo15019%20666

%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%20666

%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D1%83%20666

%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BB%D1%83%20666

%D0%B1%D1%83%D0%B1%20666

Угорским народам неизвестны рисунки на шаманских бубнах. Зато лапландские шаманы украшают свои бубны еще богаче, чем татары. В большом труде Манкера о лапландском магическом бубне мы находим репродукции и исчерпывающий анализ очень многих рисунков. Не всегда легко идентифицировать мифические персонажи и значения всех изображений, иногда весьма таинственных. Обычно лапландские бубны изображают три космические сферы, отделенные друг от друга пограничными линиями. В Небе мы различаем Луну и Солнце, богов и богинь (формировавшихся, вероятно, под влиянием скандинавских мифологий), птиц (лебедь, кукушка и т. д.), бубен, жертвенных животных и т. п.; Мировое Древо, много мифических персонажей, шаманы, челны, бог охоты, всадники и т. п. населяют промежуточное пространство (Землю); богов Преисподней, шаманов с умершими, змей и птиц мы встречаем в низшей сфере.

Лапландские шаманы используют свой бубен также и для гадания. Этот обычай неизвестен тюркам. Тунгусы практикуют своего рода упрощенное гадание, состоящее в бросании в воздух палочки: положение палочки после падения дает ответ на поставленный вопрос.

%D0%B1%D1%83%D0%B1%D0%B0%20666

Проблема происхождения и распространения шаманского бубна в Северной Азии чрезвычайно сложна и еще далека от разрешения. Есть некоторые указания на вероятный очаг его распространения в Южной Азии. Не подлежит сомнению, что ламаистский бубен оказал влияние на форму не только сибирского, но также и чукотского и эскимосского бубнов. Эти факты не лишены значения для истории формирования современного шаманизма в Средней Азии и в Сибири, и нам еще предстоит к этому вернуться, когда мы попытаемся начертить главные линии эволюции азиатского шаманизма.

Стадии изготовления бубна:

1. Заготовка свежей шкуры и приготовление её.
на этой стадии важно, чтобы кожа была снята без порезов и царапин, правильно засолена или высушена без контакта с железом.
2. Обработка и выделка шкуры.
Важно хорошо отмыть кожу от грязи, соли, мяса и сала.
3. Натяжка и выделка шкуры. Сушка.

%D0%B1%D1%83%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D1%8C%20666%20666

%D0%B1%D1%83%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D1%8C%20666

%D0%B1%D1%83%D0%B1%D0%B5%D0%BD%20666

%D0%B1%D1%83%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BA%20666

%D0%B1%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B0%20666

%D0%B1%D1%83%D0%B1%D0%BE%D0%BA%20666

%D1%8F%20%D0%B1%D1%83%D0%B1%D0%B5%D0%BD%20666

%D1%8F%20%D0%B1%D1%83%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BA

Также возможно использование разных колокольчиков и погремушек-резонаторов. Палочка, которой бьют в бубен, изготавливается из дерева-силы кудесника или кости из ноги небольшого животного. Ручка бубна украшается с помощью полосок яркой (обычно красного цвета) материи.

Источник