Как сделать тахометр на днепр

admin

Простой цифровой тахометр

Выкладываю простой и довольно точный цифровой тахометр.

taho tiny

максимальные отображаемые обороты 4800? Чето маловато.

woofer подскажи, на твоем зажигании для прошивки используются 17,18,19 ноги, а сдесь как быть, те же ноги использовать?

а к котроллер к прагроматору как подключить? и какая схема для прогроматора используется?

ти же самая что и вчера?

Woofer,с електроникой не все ладят,ты предложи на продажу готовый тахом,может будут заказывать.И напиши во сколько обходится.

imagef

taho m8

а программатор такой же как и в статье про зажигание подойдёт?

а программатор такой же как и в статье про зажигание подойдёт?

для прошивки используются те же ноги: 17(mosi), 18(miso), 19(sck), но прошивать нужно в отдельной колодке (с резаком на выводе «reset»), т.к. в схеме сигналам программирования могут помешать светодиоды

Класс! А исходник второго варианта на мега8 можно посмотреть?

дядя wооfеr выложи
прошивку для 4 цилиндрового двигателя. я себе на ваз 2109 буду делать. а то родной тах стал в заблуждение вводить. мне для схемы на attiny 2313. да и многие захотят сей девайс на свою машинку поставить. за ранее спасибо.

Ну че уже кто-нибудь делал? А то я думаю себе мутить.

Подскажите как подключит Atmega8 к программатору, какие ножки куда?

Поддерживаю chain_saw, можно ли сделать дискретную индикацию?

Че за резистор на reset?, Можно прошить просто подключив програматор и подать питание на контролер?

А резонатор в этой схеме не нужен?

т.к. на просторах интернета я такого девайса не встречал (может ближе к осени. ).

А ногами ты разбрасываешся конечно здорово! а если потребуется 100 светляков поставить? Будешь искать микруху со ста выходами? Вопрос зачем? Это диоды! Их можно зажигать последовательно группами. Я никогда не писав проги для микроконтроллеров, написал прошивку за пару дней.

А ногами ты разбрасываешся конечно здорово! а если потребуется 100 светляков поставить? Будешь искать микруху со ста выходами?

PS: Не всем нужны космические корабли. Я вот и не собираюсь ставить себе никакой тахометр. Тянет мой пепелац отлично на любых оборотах, да и выхлоп слышно хорошо. А тему открыл, потому как человеки просили к зажигалке моей тах.

Источник

ТАХОМЕТР TX-193 от автомобилей ВАЗ-2103, ВАЗ-2106 на мотоцикл урал, днепр

Описание прибора (взято из многокрасочного альбома по автомобилям ВАЗ-2103, ВАЗ-2106 1987г. издания.)

tx 193

Рис. 1. Конструкция тахометра
ТХ-193.

Тахометр типа ТХ-193 установлен на щитке приборов и прикреплен к нему с помощью двух скоб 40 и гаек 38.

В нижней части шкалы имеются три отверстия, закрытые цветными пластмассовыми светофильтрами 41, 42 и 43. Через них проходит свет от контрольных ламп типа АМН12-3, которые устанавливаются в отдельных ламподержателях, привальцованных к нижней части корпуса прибора. Для контрольных ламп в нижней части корпуса имеется специальный отсек, разделенный перегородками на три отдельные секции.

Принцип действия тахометра основан на измерении частоты следования импульсов напряжения в первичной цепи системы зажигания двигателя. В четырёхцилиндровом четырёхтактном двигателе за один оборот валика распределителя зажигания контакты прерывателя размыкаются и замыкаются четыре раза (два раза за один оборот коленвала). Следовательно, за один оборот валика в первичной цепи системы зажигания создается четыре импульса тока и напряжения (два импульса за один оборот коленвала). Чем выше частота вращения коленчатого вала двигателя, тем больше частота следования импульсов.

tx 193 ch

Рис. 2. Принципиальная схема тахометра ТХ-193.

Импульсы напряжения в форме затухающей синусоиды (А) снимаются с конца первичной обмотки катушки зажигания и подаются на вход формирователя запускающих импульсов, который состоит из звеньев R1-C1, R2-C2, VI и CЗ-C4. От формирователя запускающие импульсы уже определенной величины и формы (Б) подаются на вход ждущего мультивибратора, собранного на транзисторах V2 и V4. Мультивибратор преобразует их в импульсы тока прямоугольной формы (В) с постоянной амплитудой и длительностью. Эти импульсы проходят через катушку миллиамперметра, включенную в коллекторную цепь транзистора V2. В зависимости от частоты следования импульсов меняется средняя величина силы тока, проходящего через обмотку катушки миллиамперметра, и тем на большую величину отклоняется стрелка прибора. Прибор обеспечивает отклонение стрелки на угол 270° при силе
тока 10 мА.

Стабилитрон V5 стабилизирует напряжение питания, чтобы его колебания не влияли на точность показаний прибора. Терморезистор RЗ служит для компенсации температурной погрешности прибора. Диод VЗ предназначен для защиты транзистора V2 от пробоя ЭДС самоиндукции, возникающей в обмотке миллиамперметра.

Миллиамперметр применен магнитоэлектрического типа. Его магнитная система состоит из постоянного магнита 44, зажатого между двумя магнитопроводами — наружным 47 и внутренним 48. Магнит и магнитопроводы прикреплены к пластмассовому корпусу 37. Внутренний магнитопровод имеет кольцевую часть, которую охватывает катушка 45, закрепленная на держателе 46. Ось миллиамперметра вращается в двух втулках. Передняя втулка закреплена в корпусе 37, а задняя крепится к наружному магнитопроводу 47. Концы оси смазываются при сборке специальной силиконовой жидкостью, которая обладает демпфирующий свойством — гасит колебания стрелки при движении автомобиля. На оси закреплены стрелка, держатель 46 катушки и спиральные пружины. Чтобы уравновесить катушку, у держателя 46 на трех плечах закреплены свинцовые балансировочные грузики. Ток в обмотку катушки подводится через две спиральные пружины, концы которых припаяны к контактным лепесткам текстолитовой шайбы 49, закрепленной на корпусе миллиамперметра. Пружины изолированы друг от друга и от оси пластмассовой
дистанционной втулкой. Протекающий по обмотке катушки 45 электрический
ток создает вокруг нее магнитное поле. В результате взаимодействия магнитных полей катушки и постоянного магнита 44 на катушку действует сила, которая преодолевает сопротивление пружины и поворачивает ее вместе с осью и стрелкой на некоторый угол. Этот угол тем больше, чем больше величина силы тока, протекающего на обмотке катушки.

С 1983 г. несколько изменена схема входной части тахометра (до конденсатора C4). Новый вариант входной части показан на рисунке слева от основной схемы тахометра.

Подключение тахометра к подвесным моторам.

Тахометр TX-193 отличается хорошей точностью, небольшими габаритами, малым весом, небольшим энергопотреблением и предназначен для работы в условиях повышенной тряски и вибрации. Кроме того, он несравненно дешевле любых имеющихся в продаже специальных тахометров для подвесных лодочных моторов как зарубежного, так и отечественного производства. Все эти качества делают TX-193 весьма привлекательным для измерения частоты вращения коленвала подвесных моторов.

Наиболее просто эта задача решается для двухцилиндровых двухтактных подвесных моторов, комплектующихся электростартером и аккумулятором и имеющих одноканальную электронную систему зажигания с двухискровой катушкой зажигания. В таких моторах образуется два импульса зажигания за один оборот коленвала и напряжение бортсети определяется номинальным напряжением аккумулятора и с большой точностью равно 12 V. То есть условия работы тахометра с таким мотором ничем не отличаются от его штатных условий работы на автомобиле. В этом случае вход тахометра соединяется с выводом первичной обмотки высоковольтной катушки зажигания, а питание подаётся с положительной и отрицательной клемм аккумулятора соответственно. Из отечественных моторов в эту категорию попадает только «Вихрь-30» с магдино МБ-22, причём в цепь «+» питания тахометра следует включить тумблер выключения прибора на стоянках для предотвращения разряда аккумулятора. В случае с моторами зарубежного
производства «+» питания на тахометр следует подавать через контакты замка зажигания на пульте ДУ, предназначенные именно для питания приборов. Градуировка шкалы прибора при работе с такими моторами полностью сохраняется. (см. href=»http://www.motolodka.ru/tx-193.htm#prim»>примечание)

Емкость применяемого аккумулятора выбирается исходя из потребностей расходования электроэнергии при неработающем моторе. Если не предполагается подолгу пользоваться фарой или другим ярким освещением на стоянке, то для питания приборов можно обойтись аккумулятором гораздо меньшей емкости (а значит, меньшей стоимости и веса), чем для запуска мотора электростартером. Отечественные моторы выдают зарядный ток не более 3.5 А, следовательно, можно применять аккумуляторы емкостью более 28 Ач без опасности
их перезаряда. Поскольку генераторы зарубежных моторов обычно мощнее, следует измерить ток заряда аккумулятора амперметром или комбинированным прибором и убедиться, что он не превышает существенно величины 0.1 от емкости аккумулятора.

В принципе можно использовать совсем маленькие аккумуляторы, например от источников
бесперебойного питания (UPS), китайских аккумуляторных фонарей, мотоциклетные малогабаритные аккумуляторы, емкостью от 4 Ач и выше. Однако существует опасность порчи таких аккумуляторов слишком большим током заряда. Для его ограничения следует включить между выпрямителем и аккумулятором гасящее сопротивление. Наиболее удобно в качестве такого сопротивления применять лампы накаливания (автомобильные или от карманных фонарей). Слабое свечение лампы будет служить индикатором заряда аккумулятора. Из-за сложной формы напряжения генераторной катушки лодочного мотора трудно точно рассчитать требуемую величину гасящего сопротивления, поэтому следует подобрать нужную лампочку из нескольких разной мощности экспериментальным путём, стремясь к тому, чтобы зарядный ток при максимальных оборотах примерно соответствовал 0.1 от величины емкости аккумулятора.

Наиболее рационально использование тиристорного регулятора напряжения с параллельным включением тиристоров. Дело в том, что генераторы подвесных моторов имеют одно весьма положительное свойство. При замыкании на любое, сколь угодно малое сопротивление, ток через них (в том числе и ток короткого замыкания) не превосходит существенно номинальный (для магдино МН-1 и МВ-1 величина тока равна 3,5 А). Это объясняется тем, что ток в цепи генераторных катушек ограничивается их индуктивностью рассеяния, а не внешним сопротивлением. Эта особенность делает безопасным короткие замыкания и позволяет ограничить ток зарядки аккумулятора величиной около 3,5 А без дополнительных устройств. Кроме того, оно позволяет использовать стабилизаторы с шунтирующими транзисторами или тиристорами. В приведенной схеме стабилизатора шунтирующие тиристоры работают в ключевом режиме.






tx 193 ch2
Рис. 6. Изменения в схеме при при подключении катушкам двух
цилиндров.
Подключение тахометра ТХ-193 к двухцилиндровым двигателям с двухканальными системами зажигания сложнее. К этой категории моторов относятся все отечественные двухцилиндровые моторы прежних лет выпуска с контактными системами зажигания («Прибой», «Ветерки», «Москва» разных марок, «Вихри», «Нептуны», «Привет»), «Ветерки» с электронным зажиганием, «Вихри» с ЭСЗ МБ-2, зарубежные старые Б/У моторы и некоторые ещё выпускающиеся зарубежные моторы, созданные в 70-х годах. В таких системах искрообразование в цилиндрах происходит поочерёдно, и в каждом канале генерируется один импульс зажигания за один оборот коленвала. Поэтому при присоединении входа тахометра ТХ-193 к одой из катушек зажигания такого мотора он будет занижать показания ровно вдвое. Таким образом, кроме необходимости обеспечить питание стабильным напряжением (о чем говорилось выше) нужно обеспечить подачу на вход тахометра импульсов от обоих цилиндров.

Если бы тахометр имел легкоразборную конструкцию, то проще всего было бы сдублировать входные цепи, как показано на рисунке. При этом пришлось бы просверлить в задней стенке отверстие и вывести дополнительный вход на винт или просто проводом наружу.






tx 193 ch3
Рис. 7. Схема объединения входов
Если же разбирать прибор нежелательно, следует собрать внешнюю объединительную схему. Однако, следует заметить, что эта схема не опробована в работе, а поскольку точные параметры импульсов искрообразования в каждом конкретном случае неизвестны, то нет абсолютной гарантии её работоспособности. Поэтому следует для наладки схемы на моторе позаимствовать образцовый тахометр, специально рассчитаный на применение с таким типом моторов (механический тахометр, прибор ТС-1, ИЛМ-1 и др.), с помощью которого контролировать показания налаживаемого ТХ-193. Если обнаружится, что в диапазоне малых оборотов показания ТХ-193 становятся равными нулю или резко занижены по сравнению с образцовым прибором, следует увеличить емкость конденсаторов С1 и С2 до уравнивания показаний приборов. Если подбором конденсаторов достичь результата не удаётся, следует уменьшать сопротивление
резисторов R1, R2, помня, однако, что при чрезмерно низком их сопротивлении
может нарушиться искрообразование.

Подключение тахометра ТХ-193 к трёхцилиндровым моторам полностью аналогично подключению к двухцилиндровым моторам с двухканальной системой зажигания. Дело в том, что системы зажигания трёхцилиндровых моторов всегда трёхканальные, независимо от того, контактные они или электронные. В каждом канале образуется один импульс искрообразования за один оборот коленвала. Таким образом, следует подать на вход прибора импульсы с двух катушек зажигания из трёх. При этом интервалы между импульсами будут неравномерные, что, однако, вполне допустимо в диапазоне частот вращения лодочных моторов и никак не сказывается на точности измерения.

Нет особых проблем и с подключением тахометра к четырёх и шестицилиндровым моторам. Однако, человеку, купившему столь дорогой зарубежный мотор, лучше упростить себе задачу и найти ещё немного денег на покупку специального прибора, рассчитанного именно на такой мотор.

Источник

Тахометр для БСЗ!

Товарищи оппозитчики! Я озадачился подбором тахометра для своей сарумановской БСЗ с катушкой 3110. Покурил поиск ничего однозначного не нашёл. Предлагаю всем кто имеет опыт поделиться им тут, а я в свою очередь могу это время от времени систематизируя переносить в шапку.
Вопросы думаю стоит рассмотреть такие.

1. Отчего тахометр (модель, марка автомотосредства и приблизительные размеры девайса)
2. Что и как нужно переделывать (если нужно)
3. Схема подключения. (откуда брать сигнал: с генератора, с коммутатора, с катушки, с оптодатчика, или с ДХ )
4. Как установить на мотоцикл сам девайс (место крепления, чем крепили, и как обеспечили герметичность, отчего корпус)

У меня на сей счёт такие соображения:

— Тахометр газ 3110 поидее должен подключаться на + катушки, но вопрос в том не будет ли показывать неправильно, поскольку за один оборот колен вала на катушку придёт два сигнала (катушка двухвыводная от волги) Поправьте если не прав. На волге стоят 2 такие катушки, я лично не знаю как там подключён тахометр и каким образом моё бсз заставляет поочереди выдавать искру с каждого вывода. от этого зависит правильная работа тахометра.
Ещё есть вариант подключить данный тахометр к оптодатчику, но опять же нужно проводить следственный экспериммент))
И последняя сложность это изготовление корпуса для этого девайса и его крепление.

— Тахометр от одноцилиндровой техники. У меня сейчас есть возможность достать тахометр от одноцилиндрового мотоцикла. Но как заставить его работать на оппозите я пока не догадываюсь. Как всем известно сигнала на оборот колен вала на оппозите приходит 2, значит будет показывать в 2 раза больше оборотов.

— Бк-03 и др. Впринципе очень заманчиво и просто в подключении, хотя я до конца ещё не разобрался. Но нужно его герметизировать, колхозить коробочку и крепление на руль. К тому же в приоритете тахометр со стрелкой.

пока это всё что я нашёл и надумал.

ни два сигнала а один.
РВ в 2 раза медленней КВ крутиться!
_________________________________________________
Люблю Грозу В Начале Мая Как П******Т И Нет Сарая!

Что-то как то сомнительно это. Мне почему то кажется что за один полный оборот коленвала происходит два сигнала. Но у меня движка нет под рукой сейчас. не задумывался до этого об этом.

за один оборот колена проходит один сигнал НО 2 искры.

_________________________________________________
Люблю Грозу В Начале Мая Как П******Т И Нет Сарая!

Почитал оппозитную азбуку. Получается, что за 2 оборота колена происходит 2 сигнала со шторки модулятора. А у одноцилиндровых на 2 оборота колена 1 управляющий сигнал.

есть цифровые тахометры,продаются на рынках стоят рублев 400!
есть и у устоновочным кол-во чугунков.
_________________________________________________
Люблю Грозу В Начале Мая Как П******Т И Нет Сарая!

Цифровой тахометр со стрелкой?
Получается что от одноцилиндрового мотора подойдёт без переделки?

ну по идее да!
хотя хз надо на месте смотреть.
_________________________________________________
Люблю Грозу В Начале Мая Как П******Т И Нет Сарая!

Вот здесь http://yetipro.ru/shop/category/1-pribory-dlya-moto-texniki можно глянуть готовые решения. Эта ссылка уже публиковалась на сайте.

Только сигнал с катушки берется не с плюса, а с импульса. Плюс постоянный.

Только сигнал с катушки берется не с плюса, а с импульса. Плюс постоянный.

Тахометром со стрелкой для БСЗ кто-нибудь озадачивался?

для особоизвращенных можно притулить механический тахометр от явы,но лично мне было влом подбирать передаточные числа

У меня есть возможность достать красивую приборку от одноцилиндрового двигателя. Но нужно как-то преобразовать сигнал для тахометра из 2-х сигналов на 2 оборота колена сделать 1 сигнал на 2 оборота колена. Кто силён в электронике? Реально ли спаять такой преобразователь? И какие комплектующие для этого нужны?

Или можно брать сигнал с одной из свеч (ВВ проводов) тогда не придётся городить огород с преобразователем? Прожует ли такой мощный сигнал тахометр?

Ну вообще, я люблю свой мотоцикл и ничего отрывать не хочу.

Спасибо за отклик! Узнаю всё и фото постараюсь сделать наднях.

В общем, как выяснилось, этот тахометр работает от клеммы W генератора. Заднюю крышку просто так не снимешь, нужно разгерметизировать стекло для этого. Нужно ли разбирать или при таких условиях можно какой-то внешний преобразователь сделать? Будет ли он работать от г-424?

все будет работать.при условии.что волговский генератор поставишь.пройденый этап.обрати еще внимание на тахометтры от дизельной газели.стоят рублей 500.но там обороты до 4500

Я порыл интернет и вот что вычитал. Такой тахометр надо подключить к одной из фаз генератора до диода. Прибор меряет частоту переменного напряжения в фазе, таким образом, будет измеряться число оборотов ротора. Но число обротов ротора мне кажется не равно числу оборотов коленвала, поэтому нужно как то преобразовывать сигнал. От чего ушли к тому и пришли))) сфоткал его изнутри.

Источник

Днiпро МТ10-36 с тахометром ТХ102

Вот вариант моей приборки днепр МТ10-36

вариант 2 с глазками от КРАЗа и трактора Беларусь МТЗ 1221

01032011 002

Тахометр применён от Alfa Romeo 33 1991 года выпуска, тах был подарен, а жиговский новый у нас в магазе 1200 рублей

Я также сделал только у меня спидометр второй в вольтметр переделан!

можно подробнее,от чего тахометр и как подключен?

Ты сделал то, что собирались, но так и не сделали на заводе.

да интересно было узнать откуда он, с ВАЗ не хотелось бы ставить

Если от машины два конденсатора ставить надо чтобы правильно показывал если контактное зажигание!

а что может измениться если будет электронное зажигание?
принцип снятия импульсов для тахометра тот же.

С какого зверя тахометр. очень интересно?:-)

Anatolik39rus,объясни пожалуйста нам,от чего тахометр? Ну может сам тахометр и от «Альфа Ромео»,но шкала явно от чего то другого.Там и разметка очень похожая как на спидометре,стрелка вообще один в один и даже значок внизу такой же как на спидометре

очень не аккуратно исполнено, сегодня свою сфотаю выложу, тебе будет на что ориентироваться 😉

Ну вот,теперь понятно,на мой взгляд,очень даже аккуратно сделано.Мне понравилось.

Еще рассказал бы, как подключал?

подключать можно как душе угодно, я например на контактном зажигании подключал к КЗ на клему которая идет к распределителю зажигания.

кстати на счет «неаккуратно», я как только все собрал и пропилил, сразу выложил, так что неругайте и вообще такого я в нете еще не видел. Ну а кто сподобиться мне покажите, буду рад что я не один такой кулибин.

109
110
111
112
113
сделано из скудный остатков явской приборки циферблаты вырезаны из коробок под диски, нарисованы в компасе, тах от шестерки перепаяный, отрегулированый на машине, ободки на приборах выточил из алюминя вот собствено и все. про подключение вроде все ясно

Прикольно сделано. Но на мой взгляд это больше для иномарок подходит в днепровкой приборной панельки элегантнее смотрится. Это моё личное мнение!

Источник