Как сделать таблицу по философии

Учебно-методическое пособие «Философия в схемах и таблицах»
учебно-методическое пособие на тему

picture 636143 1432273683

Учебное пособие «Философия в схемах и таблицах» по дисциплине: «Основы философии» выполняет следующие функции:

— повышает степень наглядности, делает доступным для студентов учебный материал;

— является источником информации, освобождая преподавателя от большого объема технической работы, что повышает его творческий уровень.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Областное государственное образовательное бюджетное учреждение

среднего профессионального образования

«Государственный медицинский колледж г. Братска»

(ОГОБУСПО «Государственный медицинский колледж г. Братска»)

ФИЛОСОФИЯ В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ

по дисциплине: «Основы философии»

Специальность: «Лечебное дело», «Сестринское дело»,

«Фармация», «Стоматология ортопедическая»

Рассмотрен и одобрен на

заседании ЦМК Утвержден на заседании

Протокол заседания № _____ Методического совета колледжа

От «___»____________ 20___г. Протокол заседания № _______

Председатель _______________ от «___»______________20_____г.

Составил: преподаватель 1 категории А. Н Новикова

Рецензент: преподаватель высшей категории социальных наук Е. Н. Локтева

Одним из приоритетных направлений улучшения качества обучения является создание учебных материалов нового поколения, применение инновационных технологий, отвечающих современным требованиям.

Учебное пособие «Философия в схемах и таблицах» по дисциплине: «Основы философии» выполняет следующие функции:

Учебное пособие составлено в соответствии с Рабочей программой по дисциплине: «Основы философии». Пособие разработано по всей дисциплине «Основы философии», помогает сформировать следующие знания и умения студентов:

РАЗДЕЛ 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ

ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Тема 1.1: «Происхождение философии. Философия как наука»

Общее понятие мировоззрения и его основные виды

draw

draw draw

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности

Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни

РАЗДЕЛ 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ

ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Тема 1. 2: «Происхождение философии. Философия как наука»

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ

1. Античность (Фалес, Гераклит и др.)

Гармония между человеком и космосом

Теологическая идея. Мир человека через бога

3. Возрождение и Просвещение (Дж. Бруно, Дж. Локк и др.)

Человек и общество

Гуманизм. Человек – гармония души и тела

4. Философия Нового времени (Бэкон, Декарт и др.)

Естественнонаучное освоение мира

5. Немецкая классическая философия (Кант, Гегель и др.)

Творческий субъект и его деятельность

6. Неклассическая философия (Ницше. Фрейд и др.)

Субъективно – объективный фактор

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

draw draw draw draw

draw draw draw

draw draw draw draw

2 РАЗДЕЛ. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Тема 2.1: «Философия Древнего Востока»

Даосизм – древнейшее философское учение Китая

draw

draw draw draw draw

2 РАЗДЕЛ. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Тема 2.1: «Философия Древнего Востока»

Философская школа Древнего Китая – конфуцианство

draw draw draw draw draw draw draw

draw

2 РАЗДЕЛ. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Тема 2.1: «Философия Древнего Востока»

draw draw draw draw draw draw draw

draw

2 РАЗДЕЛ. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Тема 2.2: «Развитие античной философии»

Краткая характеристика этапов (периодов) древнегреческой философии

Источник

Сводная таблица философских учений
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме

picture 30576

Таблица очень помогает на уроках обществознания в профильном гуманитарном классе и при подготовке к олимпиадам по обществознанию.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Классификация философских учений. Основные направления и школы в философии

VI в до н. э. draw draw

Западная философия: Древняя Греция Восточная философия: Древняя Индия, Китай

Философское направление, школа

2. вечный круговорот жизни

4. реинкарнация – переселение душ. Карма

Сиддхартха Гаутама (Будда)

1. жизнь-это страдание

2. отказ от желаний как путь спасения

3. Карма-закон воздаяния

4. переселение душ-Сансара

1. личность не для себя, но для общества

2. Чего не желаешь себе, того не делай другим- гуманизм

3. идея благородного мужа

1. дао – неизменный и естественный путь, ему необходимо следовать

2. жить в согласии со всеобщим абсолютом дао (дать вести себя),

4. «Передаю, но не творю»

Западная философия: Античная, Средневековая, философия Возрождения, философия Нового времени, философия XIX в, философия XX в

+ Демокрит- Материализм- «линия Демокрита »

Анаксимен Анаксимандр Гераклит

1. искали первоначало мира:

Фалес – вода, Анаксимен – воздух, Анаксимандр – апейрон, Гераклит – огонь «Всё течёт, всё изменяется»

2. материализм- материя первична, сознание вторично

1. знания о мире относительны и субъективны

2. «Человек есть мера всех вещей»

3. стремление всё проверить на практике, логически доказать верность или неправильность той или иной мысли – софизмы – логические приёмы

Классический период античной философии

1. основоположник этики, теория морали

3. диалог как метод поиска

1.Философское обоснование особого образа жизни – вне связи с обществом (нищенство, попрошайничество, бродяжничество)

2. предпочтение наихудшим условиям жизни, аскетизм, непризнание авторитетов

Платон, ученик Сократа; Академия Платона

Идеализм –«линия Платона»

Апология Сократа, Государство, Законы

2. идеальное государство : мудрецы – воины – работники (крестьяне и ремесленники

Аристотель, ученик Платона, Ликей Аристотеля

Эллинистическая философия с III в н. э.

О стойкости мудреца

О счастливой жизни

2. идеал – невозмутимый мудрец

3.нравственность – основа жизни

4. «Кто согласен, того судьба ведёт, а кто не согласен, того тащит»

5. освобождение от влияния внешнего мира

Эпикур, его последователей называют «философами из сада», т.к. школа находилась в саду философа

2. эвдемонизм – освобождение души от страха «Смерть не имеет к нам никакого отношения, когда мы живы, смерти ещё нет, когда она приходит, то нас уже нет»

3. душевное спокойствие и умеренные удовольствия и наслаждения; чувственное восприятие мира

1. патристика – философия отцов церкви (теоцентризм )

Августин Блаженный IV-V вв

Чтобы познать мир, надо познать Бога в душе

Фома Аквинский XIII век

Многие схоласты были преподавателями в Университетах

1.Чтобы познать Бога, надо познать внешний мир

2. Пять доказательств существования Бога (движение, причина, случайность и необходимость, степень качества, цель)

Философия Возрождения XV-XVI

1.Бог и мир едины. Познание бесконечно. 2.Абсолютное знание недостижимо

1. нет частной собственности

2. социальное равенство

Счастье и удовольствие – главный двигатель человеческих поступков

Философия Нового времени XVII-XVIII

Опыт о человеческом разумении

1. Теория «общественного договора»

2. Гоббс – государство-это чудовище

1.В основе познания лежит опыт, «Знание-сила»

2. В основе научного познания должны лежать индукция и эксперимент.

Декарт (Я мыслю, следовательно, я существую)

Опыт не может лежать в основе познания не подкрепленный разумом

Вольтер( Мари Франсуа Аруэ) вольтерьянство

1.Принцип политического равенства людей.

2. Причины появления теории «общественного договора».

3.Идея социального равенства

Исследование о природе и причинах богатства народов

1.Теория трудовой стоимости.

2.Основные условия процветания государства.

3. Роль рынка ; «Невидимая рука рынка»

Сен-Симон (Человек человеку-брат)

(фаланстер-дворец особого типа, являющийся центром жизни фаланги — самодостаточной коммуны)

Книга нового нравственного мира

1. Основные черты идеального общественного строя

3.Попытка Оуэна на практике реализовать свои идеи. «Новая гармония»

Немецкая классическая философия

Критика чистого разума

Моральный закон – категорический императив : «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства»

1. диалектика – закон развития

2. идея гражданского общества

Ф. Ницше (идея сверхчеловека)

Так говорил Заратустра

1. Изучение жизни как особого феномена во всех её проявлениях

3. экспансия «я»- расширение своего «я во внешнем мире»

4. воля к власти – это самая суть жизни

1.Научное знание для Конта – высшая, самая совершенная форма знания

2. Основная цель позитивизма — получение объективного знания

3. Это возможно на основе опытного познания и логического анализа

Экзистенциализм – это гуманизм

1. предмет изучения сам человек, его проблемы, трудности существования в окружающем мире

2.Человек – хозяин своей судьбы

3. стержень жизни человека- свобода

4. человек делает себя сам через свой выбор («Всё, что со мной происходит- это моё»)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительный материал для проведения уроков химии и внеурочной деятельности.

Материал урока философии предназначен для 10 класса общеобразовательных школ (в рамках обществознания) и техникумов.

Тест для учащихся 10 профильного класса. по теме «Человек в ранних мифах и философских учениях». Подходит для проверки знаний учащихся по данной теме.

Философское учение о ценностях как теоретическое обоснование образования.

Данный материал по истории для 5-х классов составлен с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, авто.

1. Назовите основные отличия китайской культуры от индийской2. Каково значение понятий «ян» и «инь» в китайской культуре3. Что такое «дао»?4. Объясите суть недеяния5. Как.

Источник

Учебное пособие «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ» В ТАБЛИЦАХ

Курс философии в таблицах.

Историческая эпоха философии

Античность VI в. до н.э.-III в. н.э.

Средние века IV-XIV вв.

Новое время XV-XIX вв.

Человек и общество

Новейшее время XX в.

Главный философский интерес

Материальная субстанция (Фалес, Гераклит и др.)

Атомы + пустота (Левкипп, Демокрит и др.)

Числа (Пифагор и др.)

Идеи (Сократ, особенно Платон и

Форма (Аристотель и др.)

Самодостаточность человека (киники)

Счастье человека как наслаждение (эпикурейцы)

Человек и его космическая судьба (стоики)

Мудрое молчание (скептики)

Философствование в вере (Августин)

Люби Бога и тогда делай что хочешь

Воля как сущность личности Свобода как черта воли (а не разума)

Надежда на спасение

Духовность человека Символизм

Гармонизация веры и разума (Фома Аквинский)

Вера ведет разум, разум подкрепляет веру

Свобода человека как разумная воля движения к совершенству Бога

Авторы основных философских концепций

Эстетическое отношение к действительности

Ясные идеи и дедуктивные построения теории

Теория познания: сенсуализм

Априорные принципы и их воплощение в науке и морали

Универсальная системная философия идей

Концепция общественного труда, критика капитализма

Критика «разумных» ценностей

Таблица 5 – Философия XX века.

Главное философское направление

Главный философский интерес

«Работа» сознания с феноменами

Бытие человека в мире, поиск сущего

Логический анализ языка, употребление языка

Деконструкция принятых в обществе правил поведения и ценностей; плюрализм

Историческая эпоха философии

Душа Душа есть проявление идеи (Платон)

Духовность + душа + тело; духовность есть связь человека с Богом посредством веры, любви, надежды, совести

Существо разумное и действующее по законам разума (Локк, Кант)

Проявление общественных отношений (Маркс) Существо волевое и страстное (Ницше)

Существо, осваивающее мир в соответствии с феноменологической работой сознания (Гуссерль и другие феноменологи)

Существо, бытийствующее в мире и стремящееся к его пониманию посредством языка и переживаний (заботы, страха, надежды на будущее) (Хайдеггер и другие герменевтики)

Существо, границей которого, его подлинной природой является язык (Витгенштейн, Остин и другие философы-аналитики)

Существо, всегда отличающее себя от принятых в обществе норм, бунтующее против однообразного (Деррида, Фуко, Лиотар и другие постмодернисты) Существо, в котором бессознательное господствует над сознательным (Фрейд и его последователи)

Историческая эпоха философии

Что такое общество?

Совокупность людей, более или менее удачно живущих по законам справедливости

«Град земной», стремящийся к «граду небесному»

Люди, живущие в соответствии с ими же установленным общественным договором (Локк, Руссо)

Продукт взаимодействия людей на основе их совместной трудовой деятельности (Маркс)

Система социальных действии людей, смысл которых определяется выработкой ценностей (Вебер, Парсонс, Сорокин и др.)

Коммуникация, взаимосвязь людей по нормам, устанавливаемым в хорошо организованной дискуссии (Хабермас и др.)

Примечание. В философии XX в. общество чаще всего характеризуется в соответствии с избранными им ценностными ориентирами. Но надо иметь в виду, что путь к этим ценностям может быть различным, а именно: феноменологическим, герменевтическим, аналитическим, постмодернистским.

Сфера жизнедеятельности человека

Историческая эпоха философии

Космически гармоничное и соразмерное

Характеристика произведения искусства, созданного по законам разума, тяготеющего к принципам симметрии, пропорции, меры, гармонии, к простоте стиля, уравновешенности композиций (классицизм)

Характеристика произведения искусства, воплощающая многообразные способности личности, в том числе юмор, иронию, игру, сатиру (романтизм)

Ценность, выработанная на основе феноменологического метода и выражающая единство человека и произведения искусства (феноменология)

Сущность произведения искусства, ее открытие человеку в качестве истины (герменевтика)

Эмоция (аналитическая философия)

Воображение реально непредставимого, вызывающее чувство возвышенного (постмодернизм)

Примечание. Под красотой в данном случае понимается главная ценность чувственно-эстетической жизни человека. Иначе говоря, красота не противопоставляется прекрасному или возвышенному.

Историческая эпоха философии

Основные добродетели человека

Мудрость, справедливость, мужество

Вера, любовь, надежда, совесть

Рассудочный свободный человек (Локк, Руссо)

Абсолютный нравственный закон (Кант) Общество без эксплуатации (Маркс) Сверхчеловек (Ницше)

Рассудочность, свобода (Локк, Руссо) Разумность, свобода (Кант) Преданность делу пролетариата (Маркс) Воля к власти (Ницше)

Положительные ценности (феноменологи)

Достижение единства с сущим, с сущностью вещей (герменевтики) Умение посредством анализа языка учитывать последствия поступков (аналитики) Деконструкция лого- и других центризмов (постмодернисты)

Умение пользоваться феноменологическим методом

Адекватно отвечать на зов вещи, соответствовать ему

Быть последовательным в своих действиях

Умение «рассеивать» устоявшиеся ценности

Основное содержание концепции

Чувства комбинируются, сравниваются, подвергаются абстракциям. В результате субъект формирует в своем сознании сложные чувства, знание об отношениях, идеи

Чувства упорядочиваются в соответствии с априорными принципами

Чувства вовлекаются в потоке воображения, так образуется эйдос, знаком которого является понятие и высказывание. Феноменологическая работа позволяет оценить исходные чувства

Историческая эпоха философия

Природа рационального познания

Рациональное познание оперирует универсалиями, которые выражают общее; общее существует в Боге, в мыслях человека, в самих вещах (средневековые реалисты)

Общее не существует, слова обозначают единичные вещи (номиналисты)

Человек обладает доопытными (априорными) принципами, которые определяют возможность логики (Кант)

Мышление и логика есть отображение, практики, ее самых массовых ситуаций (Маркс)

Соответствие высказываний фактам

Согласованность высказываний, их непротиворечивость

Убеждения, способствующие успеху практики

Историческая эпоха философии

Бог, вот что является истиной

Уровень научного исследования

Добыть новые экспериментальные факты

Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности

Провести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов

Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой

Основанием теории избираются аксиомы. Из аксиом выводят теоремы. Сопоставление звания с экспериментальными фактами не проводится

Исходные понятия и правила построения более сложных теоретических концептов считаются интуитивно очевидными. Конструкт признается теоретическим, если его действительно можно построить, например, в форме математических символов

Выдвигаются гипотезы, из них дедуцируются новые сведения. Эффективность гипотез выявляется в процессе сопоставления теории с экспериментальными фактами

Ведется поиск эффективных путей по достижению целей в соответствии с определенными ценностями. Цели, ценности и средства считаются эффективными, если они обеспечивают людям жизненный успех

Философская концепция языка

Главное содержание философских концепций языка

Имя — это единица языка, текста. Имя есть проявление идей (Платон), сущности (Аристотель, Лосев), Бога (средневековые философы). Имя есть метка, обозначение единичной вещи или ее единичных признаков (номиналисты)

Главной единицей языка, текста является предложение, высказывание. Предложение, если оно построено правильно, обладает значением и смыслом, функцией истинности/ложности

Философия ценностных установок

Главной единицей языка является текст, для которого характерны ценностные установки автора, те цели, достижения которых он добивается

Историческая эпоха философии

Интерпретации природы техники

Техника при недостатке феноменологической работы выступает как продолжение науки и вместе с тем умаление жизненного мира человека (Гуссерль и другие феноменологи)

Историческая эпоха философии

Интерпретация специфики природы

Источник