Как сделать сюжет увлекательным

Как сделать сюжет увлекательным

Наш мозг капризен. То он генерирует тысячи идей, то выдает избитые клише. Братья Маклеод — иллюстратор и аниматор Грег и сценарист Майлз — написали книгу «Создай свою Вселенную», в которой рассказали, как создать рой искрометных идей, писать книги, рисовать комиксы, придумывать истории и сценарии. Ниже — 7 техник для быстрого пробуждения креативности.

Но, следовательно

Создатели мультсериала «Южный парк» Трей Паркер и Мэтт Стоун поделились своей техникой выстраивания сюжетной линии. Каждый следующий шаг в развитии истории должен быть связан с предыдущим словами «но» или «следовательно». Таким образом одно действие оказывает влияние на другое.

Например: Самка страуса спрятала яйцо, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, лев не сможет его найти, НО она забыла, где устроила тайник, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, она попросила змею помочь отыскать его, НО вдруг она вспомнила, что змеи тоже едят яйца.

Попробуйте написать маленький рассказ, используя для связи слова «но» и «следовательно».

Завершите сюжет по-своему

Посмотрите в течение нескольких минут незнакомый эпизод любимого сериала или новый фильм. Как только произойдёт первый значительный поворот сюжета, выключите видео. Запишите то, что произошло с героями в этом отрывке. А теперь завершите сюжет самостоятельно.

Как вы думаете, что случится дальше? Когда вы закончите писать свою версию, досмотрите фильм. Насколько похожими получились оба варианта? Или они совсем разные? Что вам нравится в своей версии, а что в оригинале?

Не пиши, а рисуй

Когда нужно что-то написать, можно попробовать не писать. А выразить замысел с помощью рисунка. Придумали комический эпизод — зарисуйте его или сделайте раскадровку, чтобы наметить динамическое развитие сюжета. Заполните рисунками эти три окошка: что случится с героем в каждом из них? Если нужно, дорисуйте еще три окна и завершите историю.

image3 39

Анкета героя

Если вы уже решили, кто будет главным героем вашей истории, пора продумать характер. Сконцентрируйтесь на его образе. Видите пробелы? Заполните анкету персонажа, в которой раскрываются все стороны его сущности.

image8 3

Добавьте свои вопросы. Они могут быть обычными, например «Когда он родился?», или более образными: «Каким животным ему бы хотелось стать?». Можно составлять смешные или совсем глупые вопросы: «Если бы он носил на голове торт, что это был бы за торт?».

Дорогой дневник

Раскрыть сюжет можно через дневник персонажа. Это особая форма повествования от первого лица.

Структура дневника сильно отличается от классического сценария. Но здесь все равно появляется герой, который борется с препятствиями на и пути к осуществлению своей мечты.

image4 27

Попробуйте продолжить рассказ самостоятельно. Затем используйте прием «Два дневника». Представьте, что произошло некое событие, свидетелями которого стали два абсолютно разных человека. Что это было за событие? Подумайте, что и как они могли бы написать в своих дневниках об этом происшествии.

Автописьмо

Перед вами белый листок бумаги, и вы не знаете, что на нем написать? Возьмите книгу и выберите наугад страницу. С закрытыми глазами ткните пальцем в текст и посмотрите, в какое слово вы попали. Запишите это слово, затем два слова до него, затем два стоящих после. Или выбирайте пять слов наугад. Это будут ваши ключевые слова, которые необходимы для включения работы вашего воображения.

Не думайте о том, что пишете. Не беспокойтесь, хорошо у вас выходит или нет и есть ли в этом какой-то смысл. Просто пишите. Пишите все, что приходит вам в голову.

Когда хуже быть уже не может

Наиболее драматичный момент любой истории наступает тогда, когда, казалось бы, хуже быть уже не может, и вдруг… все становится еще ужаснее. Это кульминация: тот виток сюжета, когда древо жизни срублено, убийцу признают невиновным и отпускают на свободу, а влюбленных разлучают. Придумайте худшие обстоятельства для героев перечисленных ниже сюжетов.

Богач умирает, ему осталось жить всего неделю. Он принимает решение раздать все свое богатство на благотворительность, но…

Снеговик ожил и намеревается открыть для себя весь мир. Он подружился с белым медведем, но…

Сборщик кофе получает новое место на крупной плантации. Он влюбляется в работницу плантации, но…

Когда знаешь заранее, каким будет переломный момент истории, то легче расставить вехи в своем произведении. Остается придумать, почему дела стали настолько плохи и какие события последуют за этим ужасным моментом.

Даже если ваши герои — семеро козлят и серый волк, вы все равно можете рассказать сказку по-своему, лихо закрутив сюжет и изменив стиль повествования. Хотя, пожалуй, и эта мысль не нова — пойду прокачаю свое воображение.

Источник

Как сделать сюжет увлекательным

8dea790c8da2572230e1542c0572b0b1

Сюжет истории может быть рассказан в неправильном хронологическом порядке, с перемещениями между героями и локациями.

Если вы беретесь за первый сценарий, лучше начать с классической истории, в которой каждая следующая сцена вытекает из предыдущей. Как известно, чтобы правила нарушать, надо сначала их освоить. Ниже несколько простых и основных правил как придумать интересный сюжет.

061c2fdb584d18a8a3f3d7c009e2964a

С чего начать разработку сюжета

Можно придумать огромное количество сюжетов и драматических ситуаций, кто-то пытался даже найти самые частые из них, они собраны, например, в книге Жоржу Польти «36 драматических ситуаций». Но мы поговорим о том, как подготовить почву для того, чтобы эти ситуации развивались как можно интереснее.

В первую очередь, хорошей истории нужен хороший материал и глубокое исследование темы. Где происходит действие? Какая это среда? Какие люди или существа ее населяют?

Нужно освоить все то, что связано с историей, в первую очередь сеттинг, в который собираетесь погружать зрителя и то, что касается жизни вашего героя.

Хороший сюжет не получится без интересных персонажей и героев. Для того, чтобы они были интересными, вам придется каким-то образом находить что с персонажами связывает вас. Ищите то, что вы на эмоциональном уровне понимаете в них: мотивы, страхи, чувства и так далее. Или свяжите героя с кем-то, кого вы хорошо знаете. Такая связь важна, чтобы уметь перевоплощаться в своих персонажей, продумывая их реакции и действия.

Ну и едва ли нужно говорить, что жанр формирует то, как ваша история будет развиваться, и его нужно определить в самом начале.

8d535e13030c2575942b651226d33537

На чем строить сюжет?

Как только определились с проблемой, целью и мотивацией, начинайте продумывать препятствия, которые герой должен преодолеть, чтобы проблему решить.

За историей зрителю должно быть интересно наблюдать, анализировать то, как именно герой идет к достижению своей цели, какие попытки совершает, как проигрывает и что делает, когда у него ничего не получается. Если для того, чтобы достичь цели герою нужно всего лишь сделать пару телефонных звонков, вряд ли зритель пойдет в кинотеатр посмотреть на это.

Антагониста или антагонистические силы тоже нужно грамотно оценить. Насколько они сильнее, чем главный герой?

С одной стороны они должны выступать непреодолимым препятствием, а с другой стороны важно, чтобы финал битвы между антагонистом и героем не был очевидным или притянутым за уши.

1e2002c4728b3688a8e02556d7b97bdf

Главный герой в фокусе

Какие установки и психологические проблемы мешают главному герою решить проблему и достичь цели? Психологические ли травмы и установки, чувства и эмоции, внутренние недостатки и зажимы?

Все это должно согласовываться с теми ситуациями, в которые попадает герой и теми решениями, которые он принимает. Решения должны быть естественными и логичными: раз герой стеснительный, логично, что он не побежит первым отплясывать на танцполе.

Интересный сюжет не равно идеальный сюжет. Если ваш герой супер-сверх-супермен и лучше всех как в личной жизни, так и физически, а также в отношении моральных принципов, то за ним просто не интересно наблюдать. Это не дает нам ни сопереживать герою, ни болеть за него, ни чувствовать напряжение в конфликтной ситуации. Т.к. он выглядит ненастоящим, непохожим на нас, ведь идеальных людей не бывает.

Задача сценариста заложить в историю то, что поможет герою себя проявлять и развиваться. Делать то, чего он раньше не делал.

b7d927e96c867bdac7dbfe391ad6585a

Основные сюжетные приемы

В каждом хорошем сюжете одно событие должно вытекать из другого. Главное, чтобы развивал причинно-следственную связь герой. Именно он должен толкать действие и двигать сюжет. Если в вашем сценарии есть кусок, убрав который, вы увидите, что ничего не изменится, удаляйте его.

Сцены

Сцены работают по-разному в разных обстоятельствах.

Но так как сильно увеличивать бюджет дорогостоящими локациями типа самолетов, островов и яхт не всегда есть возможность, проявите креативность, выпишите несколько интересных, неожиданных мест для своих сцен из тех, что доступны для бюджетных съемок, и попробуйте посмотреть, как они будут там работать.

Интересные сцены поможет придумать анализ других проектов. Выписывайте самые яркие сцены из просмотренных фильмов, составьте список локаций и приемов, использованных в них. Примерьте эти ситуации на свой сценарий, на ситуацию, которую вы придумали, меняя какие-то параметры: количество человек, локацию, пол персонажей и так далее.

Руководствуйтесь правилом: начинать позже, а заканчивать раньше. Учитесь писать каждую сцену сразу максимально близко к биту и не увлекайтесь экспозицией и описаниями там, где это не влияет на развитие сюжета. Сразу переходите к делу и сценарий станет динамичнее.

2282ad32bccb159647ff30a81c820856

Структура

Если вы долго не можете начать, попробуйте забыть, что в истории должна быть какая-то последовательность. Наберите самые разные диалоги, реплики, завязки, развязки, варианты конфликтов и сцен, которые могли бы в истории произойти. Так вы сдвинетесь с места, сможете частично увидеть свою историю и дальше все пойдет быстрее, а эти зарисовки послужат вам ориентиром, когда начнете выстраивать скелет истории, что-то из этого не будет использовано, но зато вам будет от чего оттолкнуться.

Необычными ваши истории станут тогда, когда вы поймете как работает каждое правило драматургии. Только после этого вы сможете осознанно экспериментировать.

Читайте статьи, которые может даже и не относятся к теме вашего сценария, но благодаря которым вы узнаете что-то новое. Например, в Википедии есть раздел, который называется «случайная статья» и если регулярно в него заглядывать, можно найти много интересного, то что вы бы не полезли сознательно гуглить, но что точно расширит ваши представления о мире. А что расширяет наше понимание мира, то и вдохновляет.

ca6ca117ece87a41614a47b3b1955cc0

Чтобы понять как придумать интересный сюжет важно понять как вы сами смотрите на мир, как его понимаете и чувствуете.

И не требуйте от себя сразу гениального нестандартного сюжета. Все приходит постепенно, через десятки и сотни попыток. Расслабьтесь и получайте удовольствие от процесса творчества.

Источник

Как придумать сюжет книги: фабула и восьмипунктовая дуга

0 bc0bb 3bcaea57 orig

В любом романе фабула (не путать с сюжетом) является основой повествования.

Фабула – это сухие факты, действия и события, соединенные причинно-следственными связями (целями, задачами, мотивами) и выстроенные в хронологическом порядке; это костяк сюжета (герой родился – женился – умер).

Сюжет – это эмоциональный авторский рассказ о событиях, с дополнениями, оценками, возможными отступлениями от изначальной хронологии (герой перед смертью вспоминает, каким родился, когда женился и какую жизнь прожил). Разницу между фабулой и сюжетом можно увидеть на примерах в статье “Что такое сюжет”.

Фабулу называют замыслом сюжета, а сюжет – это уже раскрытие и развитие фабулы на практике – в тексте повествования. И для того, чтобы эффективно работать над сюжетом истории, важно разобраться с самой основой – с правилами построения восьмипунктовой дуги фабулы.

Как построить фабулу романа, используя восьмипунктовую дугу

В построении фабулы выделяется восемь основных фаз-«точек» – элементов так называемой восьмипунктовой дуги. Восемь фаз – стазис, импульс, цель, неожиданность, решающий выбор, кульминационный пункт (климакс), поворот, развязка – это точки развития замысла, от «жили-были» через «встречались-боролись-преодолевали» до «долго и счастливо».

Рассмотрим фазы дуги подробнее.

1. Стазис – по сути, экспозиция: обычный день в обычное время в обычном (или выдуманном) мире. Да, те самые «жили-были», обрисовка ситуации, стартовая площадка, с которой фабульная дуга пойдет «на взлет» – в развитие, через первый импульс.

2. Импульс – непредвиденность. В обычный и ничем не примечательный день происходит нечто из ряда вон выходящее; случай, выбивающийся из событийного ряда, нарушающий привычный ход вещей.

Импульсом может быть все, что угодно, – давнее воспоминание, пожар в доме, приезд дальнего родственника или старого друга, дурной вещий сон, неожиданное увольнение, знакомство и так далее. Главное – импульс делает этот день, статичный и обыкновенный, необычным, провоцирует дальнейшие, не менее неожиданные события и формирует новую цель.

b2

3. Цель – следствие импульса.

Цель может быть двоякой: а) избавиться от последствий импульса, преодолеть его и вернуться в изначальное состояние стазиса; б) удержать, сохранить и развить, чтобы и дальше менять ситуацию.

Как правило, первое (а) – это отрицательный, негативный импульс, а второе (б) – положительный, позитивный. Но может быть и наоборот – и негативный импульс (допустим, пожар в квартире) сработает позитивно (подвигнет зашевелиться, сменить работу и переехать из неблагополучного района), а положительный импульс повлияет на цель негативно – допустим, долгожданный приезд родственника обернется массой проблем и желанием избавиться от гостя, усталостью и стремлением быстрее вернуться в стазисное состояние.
Так или иначе, но цель формируется и влечет за собой массу неожиданностей. И – главную неожиданность.

4. Неожиданность – это событие, либо продвигающее вперед, либо тормозящее.

Продвигающие и приятные неожиданности – это, конечно, хорошо, но неприятные – интереснее и важнее. Не забываем о том, что переживания из-за неудач и неурядиц сближают сильнее, чем счастливая удачливость. И включение в историю благодаря «героическим» неприятностям происходит быстрее.

Однако при работе с неожиданностями важно соблюдать следующие правила:

а) неожиданностей не должно быть слишком много – одна-две;

б) неожиданность должна быть непредсказуемой и удивительной для читателя;

в) она должна быть реалистичной, логичной, правдоподобной, естественно вытекающей из обстоятельств.

И, разумеется, неожиданность должна стать движущей силой для решающего выбора.

5. Выбор – это решение, которое принимается для преодоления неожиданных препятствий и достижения цели.

Выбор должен быть тяжелым, трудным (если возможно – поворотным в судьбе) и обязательно сознательным. Обязательно. Автоматическое решение по принципу «куда несет – туда и плыву, чему быть – тому не миновать» – это, конечно, тоже выбор, но не решающий. Если герой не понимает, что делает, то это случайность, которая никоим образом не влияет на историю героя. Решающий же выбор предшествует повороту в истории и судьбе героя, предполагает понимание ответственности за поступок (что за действие, что за бездействие) и даже в тупике «пробивает» новый путь.

29f5747077b1f58f0bc4dea6b99f2aed

6. Кульминационный пункт (климакс) – это итог неожиданности и решающего выбора; эмоциональное сюжетное событие; фаза, предшествующая повороту.

Например, герой идет на работу и видит горящий дом, из которого доносится детский плач. По натуре трусливому герою предстоит сделать выбор – вызвать пожарных и смотреть или бежать спасать людей. Он выбирает – помогать, и начинается кульминационная сцена спасения людей из пожара. Преодолевая себя и собственную трусоватость, герой приходит на помощь – и опаздывает на работу. А там – злой шеф, который не церемонится с сотрудниками. И за благое дело увольняет нашего замечательного спасителя. А вот и поворот.

7. Поворот – это событие, которое меняет состояние героя и течение всей истории.

Поворот должен быть:

а) логичным и правдоподобным (то есть в нашем примере про злого и нетерпимого к опозданиям шефа нужно сказать в тот момент, когда герой, уже преодолев свою трусость, мечется – помогать или нет, ибо шеф – зараза, а работа крайне нужна);

б) обязательным, неизбежным, но неожиданным для читателя – да, не забываем удивлять;

в) должен вытекать из предшествующих событий – быть их закономерным итогом.

Без подобных поворотов история пуста и пресна, в ней обязательно должно случиться такое, чтобы читатель подскочил от возмущения, страха или изумления с криком: «Почему? За что? Как же так?». И добавить после: «Вот это да! Вот это поворот!». И – «вот это развязка!»

obl1 mal

Вам нравятся статьи на сайте «Школы вдохновения»?

Мы объединили самые важные и интересные публикации в сборник «Работа над книгой». В него вошли также новые статьи, пока на сайте не опубликованные.
Купить сборник

8. Развязка – итог всей дуги, всех фаз.

Ситуация возвращается в стазис – в тот самый обычный день обычного времени и обычного мира, в стабильную ситуацию, и на этом фоне показывается измененное состояние героя. Что он потерял, а что – приобрел. Развязка тоже должна быть и логичной, не выбивающейся из русла реальности, и удивительной для читателя.

cAnT6Hd10X4

Как применять восьмипунктовую дугу в написании книги

Восьмипунктовая дуга применима не только к фабуле всего произведения целиком, но и к любой его композиционной части. Таким образом, дуги могут быть:

Разница между малой и большой дугой – в значении решающего выбора, в весомости цели, в силе неожиданности, в крутизне поворота и глубине изменений героя в развязке.

Как видите, по данной схеме можно выстроить любой замысел, и провести по восьми стержневым точкам и сцену в главе, и каждую главу, и двухтомную историю. Это черновая и мыслительная работа, которую желательно проделать до начала написания. Ведь когда у замысла появляется четкий стержень, становится гораздо легче воплощать его в интересный и захватывающий сюжет.

Источник