Как сделать схождение на даф
Dzhiper89 › Блог › Как сделать развал-схождение колёс своими руками
Углы развала-схождения колес автомобиля можно отрегулировать своими руками, используя подручные средства и простые приспособления. В этом материале мы расскажем о том, как сделать развал-схождение самостоятельно в домашних условиях, и с какими трудностями чаще всего сталкиваются при регулировке углов установки колес.
Неправильная регулировка развала-схождения может являться причиной, например, быстрого износа покрышек, или того, что при движении по прямой машину будет уводить влево или вправо.
В конце этой статьи вы найдете видео, в котором подробно рассказано и показано все, что нужно знать о развале-схождении.
Для начала давайте разберемся с теорией: развал-схождение – что это? Какими бывают углы установки колёс и как от них зависит поведение машины на дороге?
Развал-схождение – что это такое?
Развал – это угол между вертикалью и плоскостью колеса. Он обеспечивает надежный контакт покрышки с дорогой (смотрите на рисунке выше).
Схождение – это угол между направлением движения и плоскостью вращения колеса. От него зависит устойчивость автомобиля в поворотах и износ шин.
У заднеприводных автомобилей колеса должны быть слегка повернуты друг к другу – это называется положительное схождение. В движении они разъезжаются и становятся параллельно.
У переднеприводных – наоборот, схождение должно быть отрицательным (смотрите на схеме ниже).
Кастер – это угол продольного наклона шкворня. Данный параметр очень редко нуждается в корректировке, лишь на заново собранной передней подвеске из новых деталей, поэтому его регулировку мы рассматривать не будем.
Ремонт подвески или рулевого управления (замена тех же амортизаторов или рулевого шарнира) ведет к значительному изменению установочных углов колёс. Ежедневная эксплуатация автомобиля также со временем вносит свои коррективы в эти параметры, поэтому периодически возникает необходимость в регулировке развала-схождения.
Регулировать развал-схождение лучше всего два раза в год, при сезонной смене покрышек. За это время не раз угодишь в яму или наедешь на бордюр, от чего ходовая расшатывается и углы изменяются. Своевременная регулировка развала-схождения обойдется намного дешевле, чем комплект новой резины.
В 1955 году американский инженер Ли Хантер разработал первый стенд для регулировки развала-схождения. Датчики, установленные на колесах, посылали сфокусированные световые лучи и точно измеряли углы. Поэтому стенд назывался оптическим. Но уже в 1969-ом его подключили к компьютеру, а в 1995 году для измерения и регулировки углов стали впервые применять 3D технологии.
Правда советские автолюбители справлялись безо всяких стендов и компьютеров – при помощи гаечных ключей, штангенциркуля, нити и отвеса они регулировали углы развала и схождения своими руками.
Инструкция по регулировке развала-схождения своими руками
Обратите внимание на три момента, от которых очень сильно зависят углы установки колёс на автомобиле:
Исправность ходовой (подробнее о диагностике подвески автомобиля).
Давление в шинах.
Загрузка машины.
Обязательно перед регулировкой развала-схождения проверяйте давление в покрышках и убедитесь в том, что случано не забыли в багажнике пару мешков картошки или цемента 🙂
В качестве примера, мы опишем, как сделать развал-схождение своими руками на автомобиле ВАЗ 2109.
Чтобы избежать лишних регулировок развала и схождения после ремонта ходовой, перед разборкой подвески следует метить все разъединяемые соединения относительно друг друга. Лучше всего это делать зубилом, керном или краской. Необходимо также считать число оборотов при выворачивании наконечников из рулевых тяг.
Регулировка угла схождения колес
Перед регулировкой схождения, с внутренней стороны колёс мелом нанесите по одной метке на левой и правой покрышке как можно ближе дискам.
Создав в линейке предварительный натяг, установите ее, уперев концами в намеченные точки так, чтобы ее корпус не касался деталей кузова и подвески.
Слегка встряхните линейку, на подвижной шкале совместите «ноль» с неподвижным указателем. Зафиксируйте шкалу.
Осторожно прокатите автомобиль вперед, чтобы линейка вместе с колесами переместилась назад, но не коснулась деталей подвески и кузова.
Проверьте показания.
Если на ВАЗ 2109 расстояние между колесами сзади меньше чем спереди, то рулевые тяги надо укорачивать, а если больше, то – удлинять.
После регулировки развала-схождения своими руками, стоит задуматься о том, какие выбрать колесные диски: штампованные или литые? Считается, что литые диски значительно снижают нагрузку на подвеску, а штампованные – более практичны.
Развал-схождение своими руками
Едва ли кто-нибудь серьёзно задумывался о процедуре развала-схождения колёс своими руками и к тому же подручными средствами. Но буквально несколько десятилетий назад наладка «геометрии» ходовой части «в гараже у дяди Васи» не вызывала у автолюбителей никакого удивления.
Сход-развал колёс. Что это и для чего?
Если мысленно провести одну линию вдоль вертикальной плоскости колеса и вторую вдоль плоскости его вращения, то мы сможем увидеть угол развала, который отвечает за положение колёс при движении автомобиля в повороте, за чёткость его прохождения.
Угол развала
Положительный | Воображаемая вертикальная плоскость верхней части колёса относительно плоскости вращения расположена снаружи |
Отрицательный | Воображаемая вертикальная плоскость верхней части колёса относительно плоскости вращения располагается с внутренней части |
Положительное и отрицательное значение угла развала
Теперь поиграем воображением, смотря на автомобиль сверху. Проводим линии плоскости вращения колёс и линии направления его движения. Здесь мы можем наблюдать угол схождения колёс, который придаёт нашему автомобилю стабильность движения и его дальнейшую предсказуемость.
Угол схождения
Положительный | Плоскость вращения колёс находится внутри рамки линий направления |
Отрицательный | Плоскость вращения колёс находится снаружи рамки линий направления |
Положительное и отрицательное значение угла схождения
Чтобы осознавать всю значимость процесса регулировки развала-схождения, необходимо понимать, что от правильности установки колёс автомобиля зависит его устойчивость во время движения (склонность к опрокидыванию и заносам), курсовая устойчивость (управляемость и манёвренность), экономическая составляющая (увеличенный ресурс шин и экономия топлива).
Признаки нарушенного развала-схождения
Как гласит «мануал» автослесаря: «…для отечественного автопарка ранних годов выпуска периодичность проверки «геометрии» составляет 10 000…15 000 километров…», для автомобилей же иностранного производства специалисты рекомендуют проводить диагностику каждые 30 000 километров пробега. По мне, так это слишком размытый показатель, который совершенно не отражает реалии современных эксплуатационных условий. Согласитесь, тяжело привязать к данным рекомендациям любителя бездорожья на тюнингованном «Паджеро», который активно «собирает» все кочки и ухабы, и дедушку на «семёрке», для которого преодоление дорожной неровности связано с полной остановкой автомобиля. Поэтому для определения состояния углов развала-схождения передних и задних колёс могут служить следующие признаки:
Для того чтобы вас не смущал последний пункт данного списка «симптомов», необходимо периодически проверять давление воздуха в шинах, как, в принципе, и гласит инструкция по эксплуатации автомобиля. В норме износ покрышки должен вызываться условиями её эксплуатации, а не следствиями механических неисправностей подвески автомобиля.
Примеры и причины преждевременного износа
Помимо этого существует также внеплановая необходимость проверки и регулировки углов развала-схождения. Как правило, данная процедура должна проводиться после:
Регулировка установки колёс на легковых автомобилях
Начнём с того, что углы установки колёс на различных марках автомобилей могут существенно отличаться. Это связанно как с конструктивными особенностями подвески авто, так и непосредственно с его назначением. Например, гоночные автомобили для дрифта имеют отрицательный развал, который даёт им малое пятно контакта на прямой (снижает сопротивление качению), при поворотах же пятно контакта имеет максимальное значение, что позволяет пройти вираж с максимальной скоростью. А от развала, естественно, меняется и значения углов схождения.
Такая «геометрия» привычна для дрифта
Вследствие вышесказанного предлагаю вам познакомиться с методологией установки углов развала-схождения на примере автомобиля ВАЗ 2110, ну а затем при желании вы с успехом сможете применить её непосредственно на своём автомобиле.
Инструменты и необходимые условия
Развал
Подготовка
Устанавливаем автомобиль на скользящие опоры (блины), проверив при этом, что они находятся на одном уровне, так как кривизна пола сильно влияет на точность измерений.
Понимаю ваш немой вопрос о наличии опорных «блинов», предлагаю изготовить их из четырёх листов металла, предварительно смазав для лучшего скольжения каждую пару между собой солидолом.
Заостряю на этом ваше внимание, так как при регулировке угла развала-схождения одного из колёс второе должно находится в неподвижном состоянии.
Диагностика
На этом этапе у нас появляется выбор в способе снятия значений положения колеса: строительным отвесом или же строительным уровнем.
Для того чтобы все замеры получились правильными, нам необходимо выставить колёса строго по линии, соответствующей прямолинейному движению;
Прикрепив шнур отвеса на крыле (например, магнитом с подложенным под него тканью), измеряем расстояние «А» и «Б» на левом и правом колёсах (точка отсчёта обод колеса!), записываем результат;
Так используется вертикальный отвес
В нашем же случае завод-изготовитель рекомендует устанавливать угол развала 0 ± 30′, что равняется примерно 2…2,5 мм. Какой же тип развала вам предпочтительнее, зависит от загрузки вашего автомобиля — чем больше вес брутто, тем больше будет отрицательный угол развала в динамике…
Пример развесовки на подвеске типа Макферсон
…и от стиля езды — чем агрессивнее прохождение поворотов, тем больше колесо стремится к положительному развалу.
Угол развала очень велик
Немного отвлеклись, продолжим.
На рассматриваемом автомобиле было решено установить отрицательный развал и для облегчения процесса к уровню заранее прикрепили пластину толщиной в 2,52 миллиметра.
Мерная пластинка поможет в работе
Регулировка
После всех приготовлений нам остаётся лишь приложить уровень к ободу колеса и отрегулировать его угол развала до того момента, пока пузырёк не займёт центральное положение.
Используйте строительный уровень для проверки
Повторяем вышеописанную операцию для второго колеса. Сам процесс регулировки заключается в том, чтобы открутить болты.
Регулировка данного значения на вашей модели может несколько отличаться, но смысл действий остаётся одинаковым: отклонить ось колеса перпендикулярно кузову автомобиля. Например, на переднеприводных автомобилях с таким же типом подвески «Макферсон» этот параметр также регулируется болтами крепления стойки. В одном исполнении может играть роль эксцентрика уже упомянутый верхний болт, в другом же сама стойка имеет регулировочное отверстие в виде овала.
На фото видно овальное отверстие для регулировки
В третьем же случае развал по умолчанию завода-изготовителя может совсем не регулироваться и тогда, при необходимости, приходится или самостоятельно делать овальную выточку на креплении стойки или же растачивать /приобретать верхний болт под регулировочный размер.
На заднеприводных автомобилях угол развала регулируется добавлением и убавлением шайб определённой толщины между нижним/верхним рычагом и балкой.
Регулировочные шайбы обозначены красным
Способы могут быть различными.
Регулировочные шайбы обозначены треугольниками
На автомобилях ГАЗ это вовсе отдельный процесс, как показано ниже.
1 — болт регулировки, 2 — регулировочная гайка, 3 — регулировочная пластина
Установка углов схождения
Подготовительные работы
Итак, автомобиль стоит на исходной позиции, положение колёс соответствует прямолинейному движению. Прикрепляем чуть ниже середины обода колеса параллельно полу заранее приготовленные бруски.
Renault 19 1,7mono B53B-F3N-740-TSE › Бортжурнал › Как сделать схождение самому
Многие наверное с недоверием покривятся, но это правда, схождение на своей реношке и на двух предыдущих москвичах я всегда делал сам (отец — тоже). Каждый — по своей методике: отец на глаз (алмаз), я — при помощи деревянной рейки.
Результат крайней регулировки схождения колёс каждый может увидеть на своей резине: если посмотреть на продольную канавку протектора переднего колеса вдоль плоскости вращения колеса, нужно обратить внимание на кромки этой канавки. Если они одинаковые — всё хорошо, а вот если одна заострённая, а вторая кромка — тупая — резину «жрёт». Но это относится к спокойной манере езды. Кто любит закладывать на поворотах — может этим ввести себя в заблуждение.
У моей реношки схождение (а точнее — расхождение) передних колёс составляет 1 мм (+/-1мм).
Отсюда и пляшем дальше:
1. Для начала нужно определить, правильно ли было сделано схождение ранее, а именно, действительно ли у рулевой рейки «нулевое» положение при движении прямо. Для этого загоняем руль в одну любую сторону до упора, делаем сверху посередине окружности руля метку изолентой или ещё чем-нибудь, после этого вращаем руль в противоположную сторону до упора и считаем количество целых оборотов и долей. Посчитали? Результат делим на 2 и возвращаем руль на полученные количество оборотов и долей. Ну что, совпадает с привычным положением руля при движении? Если да, значит схождение делали добросовестные работники, которые не только свели колёса, но и проверили и выставили «нулевое» положение рейки. Если нет, нужно открутить гайку и снять сам руль, выставить его в полученное нами «нулевое положение» (спицы руля симметрично) и закрутить (теперь будем по нему ориентироваться), Чтобы проверить себя — повращаем руль относительно полученного нулевого положения сначала до упора влево, потом — до упора вправо — в обе стороны он должен вращаться на одинаковое количество оборотов и долей (градусов). Идём дальше: ослабляем стопорные гайки наконечников рулевых тяг и одну тягу немного выкручиваем, а другую — закручиваем на строго одинаковое количество оборотов (и долей — тоже) — это важно. В какую сторону — не скажу, не помню, можно попробовать или включить логику, причём достаточно даже сделать всего один оборот — уже на дороге будет видно. После этого — проехаться по ровной дороге прямо — вы увидите, в ту сторону крутили, и достаточно ли, или нужно ещё. проделав эту операцию несколько раз я добивался нужного результата. Причём это достаточно сделать один раз в жизни и никогда не менять положение самого руля (относительно шлицов рулевого вала), дальше — только регулировка схождения.
2. Теперь — схождение: Руль ставим прямо.
Беру деревянную рейку сечением 2-3см. Лезу в яму, снимаю защиту двигателя (мешает). Отрезаю рейку такой длины. чтобы она была короче на 2-4 см чем расстояние между нижними кромками передних колёсных дисков (не путать с тормозными). В торцы рейки вкручиваю по одному саморезу на такую глубину, чтобы они слегка касались кромок передних колёсных дисков, при этом нашу рейку этими саморезами (их можно регулировать, добиваясь отсутствия зазора) прикладываем к дискам как можно более назад (по ходу движения). Потом прикладываем к передним кромкам колёсных дисков (не регулируя саморезы) и видим (один из двух 2 вариантов): вариант 1. наша рейка спереди не влезает (большое схождение колёс, а нам нужно их развести, то есть наконечники надо закрутить, причём оба — на строго одинаковое количество оборотов), вариант 2. наша рейка в передней части имеет люфт. Нужно измерить люфт — он должен быть 0,5-1 мм. если он больше — нужно немного свести колёса. Так как рулевые тяги у нас сзади — то их нужно выкрутить на какое-то количество оборотов (или долей).
То есть смысл такой, нам не нужно знать точное расстояние между передними, либо задними кромками колёсных дисков — нам надо знать только разницу, а она должна быть 0,5-1 мм (в идеале), у меня — спереди шире, чем сзади на эту величину. Все знают, сколько это 1 мм на глаз? Можно взять линейку.
После регулировки наконечников подымаюсь из ямы, ставлю руль прямо и несколько раз толкаю машину вперёд-назад на 1 м (что бы ослабить возникшие в подвеске механические напряжения), после чего — снова под машину — проверяю, что получилось, снова регулирую и так несколько раз.
Ну а после этого — на трассу — проверяю, стоит ли руль прямо при движении прямо. Если нет — необходимо одну тягу немного выкрутить, а другую — закрутить на строго одинаковое количество долей оборота (нужно пробовать).
И снова проверить схождение.
Важный момент! Нужно быть уверенным, что колёсные диски негнутые, иначе — может вкрасться большая погрешность!
В общем очень многим это покажется нудным и не стоящим того, ну извините уж, у каждого из нас свои технические извращения.
Если кто заинтересовался — имейте ввиду, что в конце регулировки я регулировал тяги вращая буквально по одной грани — настолько это всё влияет на схождение. Ну и естественно, что у вас должны быть хорошие шаровые, сайлентблоки рычагов подвески и наконечники (нигде не должно быть люфтов).
Удачи!