Как сделать схему по истории
Логические схемы на уроках истории
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ И ТАБЛИЦ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Схемы и таблицы используемые на уроках истории позволяют наглядно выразить сущность и причинно-следственные связи в формате конкретных исторических событий и в формате исторических эпох. Они позволяют учащимся визуально наблюдать взаимосвязь внешнеполитических и внутриполитических событий, потенциальные возможности развития событий. Исходя из непосредственного восприятия задач и проблем той или иной исторической эпохи, логические схемы способствуют формированию навыков анализа, сравнения и обобщения исторических фактов. Что способствует процессу выработки собственных гипотез о возможных вариантах развития исторического процесса и как следствие более вдумчивому и глубокому осмыслению истории. Использование логических схем методически оправдано, ибо соответствуют требованиям современного стандарта образования. А именно способствуют решению не только предметных, но и метапредметных и личностных задач обучения. Логические схемы и таблицы являются средствами выделения главного, они помещают информацию в замкнутое пространство. При составлении схем и таблиц ученик совершает логические операции – анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить исторический материал, привести его в систему и графически обобщить. А в завершении логически связанно и обосновано изложить суть своего видения исторической эпохи. На уроках истории над созданием своей логической схемы событий учащиеся могут работать индивидуально, в парах и в группах.
Таким образом, целью использования логических схем и таблиц на уроках истории является развитие у учащихся предметных, метапредметных и личностных умений, навыков и знаний. А также они не заменимы при подготовке к олимпиадам, ГИА и ЕГЭ. Так как в сжатом виде закодирована информация порой целого раздела учебника. Что даёт возможность оперативно восстановить знания и определить «слабые» места в системе исторических знаний учащихся.
Задачи решаемые на уроках истории с использованием логических схем и таблиц:
Использование логических схем и таблиц способствует наглядному восприятию причинно-следственных связей исторических событий, их сущности и потенциальных возможностей развития исторического процесса во всём многообразии взаимосвязей и взаимозависимостей. Что соответствует предметному уровню развития умений, навыков и знаний.
Использование учителем логических схем в формате исторических эпох, является обоснованным для формирования у учащихся первичного опыта в создании и чтении логических схем.
Самостоятельная познавательная и творческая деятельность учащихся по созданию собственных логических схем способствует развитию предметных, метапредметных и личностных умений, навыков и знаний.
Позволяет изучать и обобщать материал нескольких параграфов, использовать для кодирования информации знаки из других дисциплин.
Использование логических схем и таблиц на уроках истории можно условно разделить на три этапа:
На первом этапе, учитель демонстрирует свои логические схемы и таблицы. Объясняет принцип их создания, объясняет как можно шифровать объёмную информацию в учебные «иероглифы». Знакомит учащихся с видами логических схем:
Логические или причинно-следственные
На втором этапе, учащиеся учатся заполнять формат схем содержанием
На третьем этапе, ученики самостоятельно, индивидуально, в парах или группах создают собственные логические схемы на основе изучения, анализа, обобщения и систематизации учебного материала.
Ниже приведены примеры использования логических схем по истории Киевской Руси и возвышения Москвы.