Как сделать схему по биологии

Как сделать схему по биологии

Биoлогия — наука о живой природе. Термин «биолoгия» был предложен в 1802 году Ж. Б. Ламарком и Г. Р. Тревиранусом независимо друг от друга.

Задачи биологии: изучение закономерностей проявления жизни (строения и функций живых организмов и их сообществ, распространение, происхождение и развитие, связи друг с другом и неживой природой); раскрытие сущности жизни; систематизация многообразия живых организмов.

Методы биологических исследований. Современная биология располагает широким набором методов исследования. Основными являются следующие методы. Метод наблюдения и описания заключается в сборе и описании фактов. Метод измерений использует измерения характеристик объектов. Сравнительный метод основан на анализе сходства и различий изучаемых объектов. Исторический метод изучает ход развития исследуемого объекта. Метод эксперимента даёт возможность изучать явления природы в заданных условиях. Метод моделирования позволяет описывать сложные природные явления относительно простыми моделями.

Связь биологии с другими науками. Биoлoгия тесно связана с фун­даментальными науками (математикой, физикой, химией), естественными (геологией, географией, почвоведением), общественными (психологией, социологией), прикладными (биотехнологией, бионикой, растениеводством, охраной природы) и принадлежит к комплексу естественных наук, то есть наук о природе.

Значение биологии. Биолoгия является теоретической основой таких наук, как медицина, психология, социология. Биологические знания используются в пищевой промышленности, фармакологии, сельском, лесном и промысловом хозяйстве. Достижения биологии используются при решении глобальных проблем современности: взаимоотношения общества с окружающей средой, рационального природопользования и охраны природы, продовольственного обеспечения.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО БИОЛОГИИ

big

big

big

big

big

Источники идей и источники цитат для конспектов по «Биологии»:

(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).

Источник

Опорные схемы по биологии. 10-11 класс

hello html 5aeb348e

3. ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ……. 11

3.2 Онтогенез – индивидуальное развитие организмов……………………………………….12

4. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ…………………………………………13

6.1 Гипотезы происхождения жизни ………………………………………….………………..17

6.2 Развитие жизни на Земле ……………………………………………………………………17

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………….21

1.1 Свойства живых систем

hello html 65c7796a

1.2 Уровни организации жизни

Уровни организации жизни

Совокупность всех биогеоценозов составляют: биосферу и обуславливают все процессы, протекающие в ней.

Биогеоценозы – исторически сложившиеся устойчивые сообщества популяций различных видов, связанных между собой и окружающей средой обменом веществ, энергии и информации.

Совокупность организмов одного вида, населяющих определенную территорию, составляет популяцию. Она является элементарной единицей эволюционного процесса; в ней начинаются процессы видообразования.

Живая система, состоящая из взаимосвязанных органов.

Орган (греч. Organon – инструмент) – обособленная совокупность различных типов клеток и тканей, выполняющая определённую функцию в пределах живого организма.

Совокупность клеток с одинаковым типом организации составляет ткань.

Клетка является основной самостоятельно функционирующей элементарной биологической единицей, характерной для всех живых организмов.

В истории жизни на нашей планете был такой период (первая половина протерозойской эры

2000 млн. лет назад), когда все организмы находились на этом уровне организации.

Наследственная информация у всех заложена в молекулах дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК), способной к саморепродукции. Реализация наследственной информации осуществляется при участии молекул рибонуклеиновой кислоты (РНК).

hello html m1c9740f3

hello html m3a827805

hello html mc9ffb59hello html 5d36a06f

hello html 57aed7ffhello html m5432f4f4

Не имеют ядра, одна кольцевая

хромосома, располагается в цитоплазме. Из органелл имеются только рибосомы.

(растения, животные, грибы)

Имеют ядро с хромосомами

hello html m1ebdb07b

hello html m116e0c41

hello html m61d2ce63hello html 64fdcbbe

hello html m4066aba8hello html m4ce5140fhello html m3f7c08d1

hello html m3fd2b769hello html m3fd2b769hello html m3fd2b769

1. Имеются пластиды,

хромопласты, лейкопласты, хлоропласты.

2. Автотрофный тип питания.

3. Синтез АТФ происходит в хлоропластах и митохондриях.

4. Имеется целлюлозная клеточная стенка, крупные вакуоли, клеточный центр только у низших растений.

1. Наружная цитоплазматическая мембрана.

2. Цитоплазматический матрикс.

3. Пластиды (лейкопласты, хромопласты, хлоропласты).

1. Пластиды отсутствуют.

2. Гетеротрофный тип питания.

3. Синтез АТФ происходит в митохондриях.

4. Целлюлозная клеточная стенка отсутствует, вакуоли мелкие, клеточный центр есть у всех клеток.

hello html 69c2e8cb

hello html 92ea4cd

hello html 6a4ec47b

hello html 16f83654

hello html m4876cb9ehello html 31233170hello html 4989bf74hello html 6345b98c

hello html 7cbbe46d

hello html 41bb50f0

hello html m48c8535chello html m23ba87f8

hello html 1879cc66

hello html m21c40c31hello html 6d974e01

hello html m54056c19

hello html 25d3c119

hello html m2b2dcb8hello html m1559145dhello html mc9ffb59hello html 5d36a06f

C 17 H 35 COOH стеариновая

hello html m3e8e1a2

hello html m50ed5f9b

hello html m44e4f6b4

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЖИРОВ

hello html m546b7ae5

hello html m7ef0f814

Гидрирование (при наличии непредельных кислот)

hello html 77bdc237

2.5 Нуклеиновые кислоты (биополимеры)

hello html 73016d2hello html m2a7690f7

hello html m7eaa7d36

hello html 1e8ab3c9hello html m2fd3afhello html m2fd3af

hello html m7eaa7d36hello html m7eaa7d36

hello html 1e8ab3c9hello html m2fd3af

hello html 357b9440

hello html 57aed7ff

Остаток фосфорной кислоты H 3 PO 4

hello html m7eaa7d36

hello html m747eaa89hello html m2fd3afhello html m2fd3af

hello html m56db834fhello html mbf6b867

hello html 799d9859

hello html 6085e192

hello html m2df47aa7

hello html 30cf371e

hello html 4641c3ba

hello html m23a2395c

водородных связей и комплементарности:

hello html 7c6924a6

hello html 53283fehello html 28d27482

hello html m779535c9hello html 3caf8342

митохондрии, пластиды, цитоплазма

hello html 11e5b19fhello html 3dac22a1hello html 1e790c3a

информации в цитоплазму и по наследству

Копирование информации (транскрипция), перенос информации (трансляция), участие в синтезе белка

3. ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.

3.1 Размножение организмов

hello html m7d6fc311

3.2 Онтогенез – индивидуальное развитие организмов

Рождение или выход из яйцевых оболочек

hello html m408e67fchello html 6b11c135hello html m1caf6385hello html m5aa6adf7

hello html 2d2985a9hello html 2d2985a9

hello html 57aed7ffhello html 57aed7ffhello html m68e2d0b8hello html 2eafc8ef

Зигота – диплоидный одноклеточный зародыш

hello html 3b8a6ff7hello html 3b8a6ff7

hello html 57ae547hello html 57aed7ff

hello html m5dbba625hello html 1f84596e

Непрямое с метаморфозом

Прямое без метаморфоза

Формирование многоклеточного однослойного зародыша – бластулы

hello html 6d211144

hello html 57aed7ffhello html 57aed7ff

насекомые, ракообразные, рыбы, земноводные

Типы: черви, моллюски

hello html 4641c3ba

Формирование двухслойного зародыша – гаструлы

hello html m30cb83f6

Эктодерма – покровы тела (наружных эпителий, кожные железы, эмаль зубов), нервная система, передний и задний отделы кишечника.

Энтодерма – эпителий кишечника, пищеварительные железы, эпителий дыхательной системы.

Мезодерма – все кишечные, соединительные ткани, каналы выделительных органов, кровеносная система, ткани половых органов.

hello html m42000418

hello html 57aed7ff

Формирование осевых органов: нервной трубки, хорды и кишечной трубки

hello html 5a48ffbb

Нейрула и в последствии

4. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов.

Г.Мендель – основоположник генетики.

Генетическая терминология: гибридизация, гибриды, чистая линия, альтернативные признаки, доминантный признак, рецессивный признак, гомозиготная особь, гетерозиготная особь, аллельные гены, фенотип, генотип.

hello html 135ab882

hello html m7eaa7d36

hello html m3adaad76hello html 57aed7ffhello html 57aed7ff

hello html 374ce638hello html m41cc3dc8

hello html 57aed7ffhello html 70c9c36bhello html 57aed7ffhello html m2fd3af

1.Закон единообразия первого поколения гибридов

2. Закон расщепления признаков

3. Закон независимого наследования признаков

по фенотипу 100% желт.

по генотипу 100% Аа

по фенотипу: 3 ж. : 1 з.

по генотипу: 1 АА: 2Аа: 1аа

F2 Расщепление по фенотипу:

9ж.гл. : 3ж.м. : 3з.гл. : 1 з.м.

1 : 2 : 1 : 2 : 4 : 2 : 1 : 2 : 1

hello html 57aed7ff

(гетерозиготные потомки имеют промежуточный генотип)

Р АА х аа Р F 1 Аа х Аа расщепление по

крас. бел. розов. розов. фенотипу и генотипу

F 1 Аа F 2 АА, Аа, Аа, аа 1 : 2 : 1

розовые кр. роз. роз. бел.

hello html 57aed7ffhello html 57aed7ff

hello html m5cfbfdbe

hello html m1f2add7a

5. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ

5.1 Направления эволюции

hello html 327a4525

hello html 23afd2fa

hello html m272c72b5

hello html me9d4d10

hello html 719df36d

hello html m156f0256

5.2 Эволюция человека

это развитие процесса или явления.

Согласно этой теории, современные виды растений и животных произошли естественным образом из более ранних, простейших форм. А эти, в свою очередь, берут начало от еще более простых форм, и так далее в течение миллионов лет до самого начала жизни в ее самой простой форме — просто маленького сгустка желеобразной протоплазмы.

hello html m2fd3af

(греч. anthropos — человек, genesis — происхождение, возникновение) —

происхождение и эволюция человека, становление его как вида в процессе формирования общества.

hello html 57aed7ff

-Предки человека. Предполагают, что ближайшим общим предком человека и антропоморфных обезьян была группа дриопитеков (древесных обезьян), обитавших 25—30 млн. лет назад. Примерно 25 млн. лет назад произошло разделение дриопитеков на две ветви, которые в дальнейшем привели к возникновению двух семейств: понгид, или антропоморфных обезьян (гиббон, горилла, орангутан, шимпанзе), и гоминид (людей).

hello html 6f2b5afc

hello html m3dc980a6

Основные этапы эволюции

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ

Древесный образ жизни, стадность

Стадия протантропа. Австрало-питеки-предшественники людей (9 млн.лет назад).

Переходная форма обезьяны к человеку. Прямоходящие. Использование примитивных «орудий» (палки, камни, кости). Дальнейшее развитие стадности.

Стадия архантропа (питекантропа). Человек прямоходящий (питекантроп — о. Ява; синантроп —Китай, атлантроп — Африка, гейдельбергский человек — Европа).

Объем мозга 800—1200 см3. Формирование речи. Овладение огнем.

Стадия палеоантропа (неандертальца). Человек неандертальский (200—500 тыс. лет назад).

Объем головного мозга 1200—1400 см3. Высокая культура изготовления орудий труда. Совершенствование речи и племенных отношений.

Стадия неоантропа (кроманьонца). Человек разумный (40 тыс. лет назад).

Формирование облика современного человека. Возникновение общества. Одомашнивание растений и животных.

6. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ

6.1 Гипотезы происхождения жизни

hello html 44743f16

6.2 Развитие жизни на Земле

hello html m67852dd8

hello html m77f2b10b

Схема 1. Периоды Палеозойской эры.

hello html 1e1dd463

hello html 27f3b00

Расцвет пресмыкающихся. Появление первых млекопитающих, костистых рыб.

hello html m53a5d0eb

hello html 4641c3ba

Господство пресмыкающихся. Появление археоптерикса. Процветание моллюсков. Господство голосемянных растений.

hello html m53a5d0eb

hello html 4641c3ba

Появление высших млекопитающих. Сокращение папоротников и голосеменных. Появление и распространение покрытосеменных.

hello html m53a5d0eb

Схема 2. Периоды Мезозойской эры

hello html 153ce6ee

hello html 1d77c329

hello html m8de550a

hello html 57aed7ff

Господство млекопитающих и птиц.

hello html m8de550a

hello html 4641c3ba

Появление и развитие человека. Животный и растительный мир принял современный облик.

hello html m8de550a

Схема 3. Периоды Кайнозойской эры

7.1 Экологические факторы

Экология – наука, исследующая закономерности жизнедеятельности организмов (в любых ее проявлениях, на всех уровнях организации) в их естественной среде обитания с учетом изменений, вносимых в среду деятельностью человека.

hello html 87573ae

Условия органической и неорганической природы, прямо или косвенно влияющие на состояние и свойства организма, популяции, природного сообщества.

hello html 3ca6aebdhello html 57aed7ffhello html 57aed7ffhello html 57aed7ff

hello html 9e8c1b6

7.2 Структура экосистемы

hello html 709b8d2e

Экосистема – природный комплекс, образованный живыми организмами и абиотической средой, которые связаны между собой обменом веществ, информацией и энергией.

Биология в таблицах.6-11 классы: справочное пособие/ авт.-сост. Т.А.Козлова, В.С. Кучменко – М.:Дрофа, 2000.

Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии – М.: КМК, 2004.

Донецкая Э.Г. Общая биология: тетрадь с печатной основой для 11кл.- Саратов, «Лицей»,1997.

Донецкая Э.Г. Общая биология: тетрадь с печатной основой для 10кл.- Саратов, «Лицей»,1997.

Иванова Т.В. Общая биология: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / Т. В. Иванова, Г. С. Калинова, А. Н. Мягкова – М.: Просвещение, 2000.

Общая биология: учебник для 9-10 классов /под ред. чл.-корр. АН СССР Ю. И. Полянского. – М.: Просвещение, 1984.

Пасечник В.В. Общая биология: учебник / В.В.Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов – М.: Дрофа, 2009.

Пономарева И.Н. Общая биология: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений /И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, Т. Е. Лощилина, П. В. Ижевский. – М.: Вентана-Граф, 2002.

Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности: книга для учителя /В. И. Сивоглазов, Т. С. Сухова, Т. А. Козлова. – М.: Школа-Пресс, 1996.

placeholder

placeholder

placeholder

Инклюзия в современном обществе и ее роль в социализации

1044 000678e3 7175ccae

идёт регистрация Успейте записаться до 2 февраля!

a loader

Номер материала: ДA-043949

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

✅ На балансе занятий — 1

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник